вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Война против ПЦУ: Чем государство должно помочь независимой церкви Как и ожидалось, после создания Православной церкви в Украине и получения ею Томоса информационная кампания против украинской церкви лишь усилилась

«Под Томосом подписались не все члены Синода Вселенского патриархата и этот факт скрывается», «ПЦУ будет объединяться с католиками», «новосозданную церковь не признают другие поместные церкви», «Томос на хлеб не намажешь», «ПЦУ никогда не будет иметь собственного патриарха». Последний фейк развеял архиепископ Даниил Памфильский Украинской православной церкви в США: патриарх возможен, но для этого должны объединиться все православные церкви в Украине. Этот процесс будет длительным, все хорошо знают позицию Московской церкви, но похожие этапы проходили и другие поместные церкви.

Перечень фейков, которыми переполнено информпостранство, можно продолжать и продолжать. Против украинской поместной церкви работает одна из мощнейших в мире пропагандистских машин – российская. Она использует период, когда наша церковь только формирует собственные институты, то есть, не успевает реагировать на все информационные атаки. Плюс – в Украине предвыборная кампания, и в роли сознательных или неосознанных помощников «гибридам» выступают украинские политики, которые пытаются нивелировать историческую значимость появления автокефальной церкви в нашем государстве.

Что делать в этой ситуации церкви, государству, верующим? Государство должно осуществить две вещи. Первая – парламент должен уже на следующей неделе рассмотреть и принять законопроект, который создает понятные механизмы добровольного перехода религиозных общин под юрисдикцию ПЦУ. Сейчас к украинской из московской церкви перешли уже около 50 общин, это хороший результат, учитывая тот факт, что Объединительный собор прошел лишь месяц назад. Однако следует понимать, что сейчас переход общин стимулируется в основном самими священниками, которые отдают предпочтение ПЦУ. А нужно, чтобы инициатива шла от общины. Это, во-первых, не позволит московским батюшкам с плохой репутацией остаться при своих приходах, быстро переобувшись в «автокефалию». Во-вторых, решение общин значительно сложнее оспорить в судах, а такие попытки будут.

Второе, что должно сделать государство, – помочь церкви медийным ресурсом, ангажировать религиоведов, стимулировать повышение квалификации журналистов, пишущих на религиозную тематику. Ибо бездумное тиражирование фейковых новостей значительно вредит процессу развития ПЦУ. К примеру, у нас разошлось заявление митрополита Варшавского Саввы (Грицуняка), изначально размещенное на российских пропагандистских ресурсах. Савва не признает Православную церковь в Украине. При этом практически все, кто опубликовал эту новость, поленились хотя бы несколько предложений написать об истории Польской православной церкви и о ее хороших отношениях с Москвой. Подавляющее большинство прихожан этой церкви составляют украинцы Польши, Португалии, Бразилии. Поскольку в Украине не было своей поместной церкви, они были вынуждены ходить в Польскую. Ее иерархи ПЦУ не воспринимают, и это понятно – украинцы всего мира теперь могут объединиться вокруг своей церкви, а Польская будет терять прихожан.

Это касается и вопроса признания или непризнания нашей церкви другими поместными церквями. К примеру, Сербская церковь не признает. И не только потому, что она имеет давние добрые отношения с РПЦ, а политически Белград находится в орбите Москвы, но и из-за желания Черногорской православной церкви получить автокефалию. Иначе говоря, признав ПЦУ, Сербская церковь откроет путь к Томосу для Черногории. Не признает и Антиохийская церковь, одна из старейших, однако на сегодняшний день большинство ее прихожан проживают за пределами Сирии, Ливана и других преимущественно мусульманских государств. А из-за войны в Сирии патриарх Антиохийской церкви Иоанн Х переселился в Ливан, где, как говорят, его охраняют российские спецназовцы.

Это мы к тому, что подача новостей на церковную тематику должна быть очень качественной, если не хватает знаний, необходимо коммуницировать с религиоведами или уполномоченными лицами ПЦУ. А ей, в свою очередь, надо ускорить создание собственных институтов. Начать с отдела внешних связей, чтобы представители медиа могли получать точную информацию о дипломатических шагах церкви, расширить информационно-просветительский отдел, сделать церковь открытой для медиа. И тогда гибридные вбросы будут розбиваться о правду.

И последнее. ПЦУ придется пережить четыре тяжелых месяца, что связано с президентскими выборами. Многие эксперты предостерегают: участие в кампании иерархов Православной церкви в качестве ВИП-агитаторов – плохая задумка, ведь вокруг ПЦУ и так слишком много политики. Не лучше ли сейчас сосредоточиться на создании программы развития церкви, в которой предусмотреть все – от подготовки качественных кадров, которые будут получать образование в заграничных церковных учебных заведениях, до участия в общественной жизни. Чтобы была симфония церкви не с государством, а с ее гражданами. В таком случае никакие российские фейки не смогут помешать прогрессу ПЦУ.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим