Окружной административный суд города Киева 10 сентября должен был вынести решение по иску Национального музея истории Украины относительно отмены свидетельства на право собственности постройки, установленной на территории музея. Речь идет о «Десятинном мужском монастыре УПЦ МП, который в прессе еще называют церковным МАФом. Однако из-за неявки ответчиков заседание перенесли на 20 сентября. Этого стоило ожидать…
Вот уже 13 лет власть на всех ее уровнях не может (или не хочет) разобраться с самостроем возле фундамента разрушенной монголо-татарами Десятинной церкви. В 2005-м представители Московского патриархата в охранной зоне ЮНЕСКО установили палатку, на месте которого вскоре появилась часовня, которую назвали Десятинный храм Рождества Пресвятой Богородицы. За это время постройка превратилась в капитальную и обросла пристройками.
Вокруг церковного МАФа постоянно кипят страсти, община столицы пытается привлечь внимание властей к незаконности захвата земли и возведения «малой архитектурной формы» (такое определение дал постройке шесть лет назад один из судов). Из-за отсутствия действенной реакции власти протесты радикализируются. В 2012 году неизвестные пытались поджечь помещение. Тогда в нарушении закона обвинили язычников и никого не задержали.
25 января этого года представители патриотических организаций демонтировали информационный борд УПЦ МП возле места, где некогда стояла Десятинная церковь. Полиция задержала двух киевлян, архитекторов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка. Следственный отдел Шевченковского управления полиции открыл уголовное производство по ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 194 (Покушение на умышленное уничтожение или повреждение имущества) УКУ. Ребятам грозило до 15 лет лишения свободы. Вопреки тому, что прокуратура настаивала на их домашнем аресте, Шевченковский райсуд принял решение взять архитекторов под стражу на два месяца с возможностью внесения залога более 2,2 млн грн за каждого. Это возмутило общественность и политиков. В начале февраля возле МАФа УПЦ МП состоялась акция протеста, участие в которой приняли как многочисленные поклонники, так и противники сноса сооружения. Акция дала результат: 5 февраля Апелляционный суд Киева освободил архитекторов на поруки народных депутатов.
Интересно, что 6 сентября этого года Татьяна Левицкая – судья, которая посадила ребят в СИЗО – не прошла квалификационное оценивание Высшей квалификационной комиссии судей и была признана не соответствующей занимаемой должности. Это означает, что в дальнейшем ВККСУ будет рекомендовать Высшему совету правосудия рассмотреть вопрос о ее увольнении с должности судьи.
Общественность благодаря петиции, под которой собрали более 10 тысяч подписей киевлян, заставила зашевелиться столичную власть. Профильная постоянная комиссии Киевсовета рекомендовала городскому председателю поручить структурным подразделениям Киевгорадминистрации принять законные меры для устранения правонарушений в кратчайший срок. Проще говоря, демонтировать МАФ. Но он сейчас там.
В борьбу с самостроем включился и Минкульт. Отметим: он не единственный, кто проверял законность постройки часовни. В 2007 году здесь побывала Госземинспекция совместно с прокуратурой, в 2012-м – Государственный архитектурно-строительный контроль. Все эти структуры признали незаконность сооружения (хотя в УПЦ МП уверяют в обратном). В результате Национальный музей истории пошел с иском на церковников в суд.
Его директор Татьяна Сосновская обнародовала в сети Facebook ответ наместника «Десятинного монастыря» Гедеона Харона (рукоположен на епископа 18 июня с.г. лично предстоятелем УПЦ МП митрополитом Онуфрием) на свое письмо. Батюшка пригрозил ей предпринять «все необходимые меры по недопущению святотатства (разрушения церковного имущества)». В вопросах имущества Харон действительно разбирается: как сообщал сайт Религиозно-информационной службы Украины, на настоятеля «Десятинного монастыря» зарегистрирован ряд фирм, которые были задействованы в различного рода бизнес-схемах.
В этом же письме Харон заявляет, что «территория, на которой построен наш храм, а также и весь прилегающий земельный участок – исторически принадлежит нам, ибо всем известно, что из этого святого места распространилось христианство на всю Киевскую Русь». А при чем здесь Москва?
Но это еще не все: церковник предупреждает госпожу Сосновскую, что она и все, «кто устраивает гонения на Украинскую православную церковь – навлечет сам на себя и своих потомков родовое проклятие до семи поколений». Точка. Занавес.
Вернемся к судебному процессу. Обозреватели сомневаются, что иск будет в ближайшее время удовлетворен. Перенос заседаний будут продолжаться и в дальнейшем, ведь на фоне стремительного развития событий вокруг предоставления украинской церкви томоса от Вселенского патриарха может возникнуть прецедент «выселения» религиозных общин Московского патриархата благодаря судебным решениям. А этого кто-то в высоких кабинетах очень не хочет. К примеру та же Киево-Печерская лавра находится на территории Национальный историко-культурного заповедника. Юридически там оформлено грамотно, однако монахи во главе с отцом Павлом (Лебедем), кроме молитв, занимаются и хозяйственно-экономической деятельностью. К которой могут возникнуть вопросы.
Впрочем, не следует забывать о другом: отсрочка решения или отказ в иске Московская церковь представит как свою большую победу. Как пощечину «раскольникам» с их томосом. И если суд будет развиваться по такому сценарию, другая часть общества, которая выступает против форпоста РПЦ в Украине, обвинит власть в отсутствии политической воли.
Игорь Петренко / Depo.ua