В Соединенных Штатах пересматривают концепцию сотрудничества со странами Черноморского региона в пользу его укрепления и в пику действиям России. Причем уже вырисовывается определенная модель, если угодно, оппозиции Кремлю — альянса нескольких стран региона, среди которых и Украина.
Данная модель, а также, что еще более важно, способы ее создания нашли отображение в докладе, подготовленном по итогам тематического семинара, который прошел в столице Румынии в марте. Это свидетельствует о серьезности намерений Вашингтона в вопросе противодействия РФ в Черноморском регионе. Как и те, кто доклад готовил и по чьему заказу. А это аналитический центр RAND, чей главный офис расположен в Санта-Монике. Основанный в 1948 г. RAND считается первым таким центром в мире, и его команда экспертов из порядка 50 стран проводит исследования по заказу правительства США, правительственных учреждений других государств, общественных организаций и частных компаний. Также над докладом работал Немецкий фонд Маршалла США. Этот вашингтонский thinktank специализируется на продвижении сотрудничества между Северной Америкой и Европой. Заказчиком же, что немаловажно, выступило Европейское командование Вооруженных сил США. Это значит, что проведенный разбор полетов следует воспринимать всерьез. Россия, по крайней мере, так к нему и относится. И не просто серьезно относится, но и болезненно реагирует. Так, замглавы комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швиткин оперативно заявил, что, мол, Россия никого не боится, у нее достаточно сил для отражения возможной атаки в регионе, и в частности в Крыму; и вообще, укрепление сотрудничества того же НАТО с Украиной и Грузией — это политические игры, а не обусловленное необходимостью в усилении международной безопасности.
Чем интересен доклад
На 12 страницах, исключая преамбулу, авторы отмечают высокий уровень текущей угрозы со стороны России как для региона, так и Европы в целом. Реализуя свою стратегию, Москва намеревается добиться в Черном и Азовском морях такой же свободы действий, как и в Каспийском, превращая их в свои внутренние водоемы. Площадкой же для осуществления таких трансформаций является оккупированный в 2014 г. Крым, где РФ накапливает силы: флот военную технику, включая средства ПВО и баллистические ракеты, и даже, как говорится в докладе со ссылкой на украинские источники, готова расконсервировать ядерные объекты на полуострове, что представляет угрозу для Евросоюза. Крым, говорится в документе, может быть использован россиянами для успешного проведения десантирования с вертолетов в Одессе, в дельте Дуная у границы с Румынией, в Тирасполе и Приднестровье в целом. Помимо этого, полуостров является подспорьем в «проецировании силы» россиянами в Восточном Средиземноморье и Леванте (Ливане, Сирии, Израиле, Египте, Турции, Греции, Кипре); а также трамплином для выхода на энергорынки Юго-Восточной Европы и непосредственно в ЕС.
Индивидуальный подход
Своих целей Россия добивается посредством деструктивного влияния на страны Черноморского региона. В докладе также детально расписывается инструментарий Москвы, подобранный ею для каждой страны индивидуально. Но базируется на трех китах: информационном вмешательстве, энергозависимости и милитаризации как средства оказания психологического давления на другие страны региона.
Энергоресурсы Россия использует, к примеру, против Турции и Болгарии. По словам авторов, Анкара считает, что может быть равной России как в 90-х, но аннексия Крыма показала, что это далеко не так. Россия рассматривает Турцию в качестве младшего партнера в регионе и в Сирии. В немалой степени виновата в таком раскладе сил и сама Турция, чья региональная политика «хаотична». Россия играет на противоречиях между Анкарой, Евросоюзом и США, вбивая, к примеру, энергоклин. Речь, конечно, о «Турецком потоке», который не только открывает Москве балканский черный ход в ЕС, но и ставит турок в зависимость от российского газа. Аналогичным образом газовая интервенция РФ влияет и на Болгарию, которая может и не станет хабом, но обеспечит транзит голубого топлива дальше в Европу.
Кит №2 — информационное влияние, которое, исходя из доклада, включает в себя и пропаганду в странах Черноморья, и поиск уязвимых лиц в высших эшелонах власти, которых можно завербовать различными способами. Последнее в RAND и Немецком фонде Маршалла назвали коррупцией на экспорт, который выгоден спецслужбам РФ, а также способствует ее более эффективному влиянию на внутриполитические процессы в странах региона.
Что касается пропаганды, или инструментов «мягкого влияния», то Москва, согласно докладу, опять-таки учитывает специфику каждой страны. Например, в Болгарии присутствие росСМИ очень низкое, следовательно, и влияние российской пропаганды ограничено, потому к этой стране Кремль применяет энергоресурсы и задействует своих агентов влияния. В Грузии же ситуация иная, ведь там «18% населения получают новости из российских источников». Сильно влияние пропаганды Кремля в Молдове и Армении. Кроме того, Москва смогла воспользоваться преследованием СМИ в Турции, чтобы успешно внедрить в информпространство филиалы ключевых зарубежных пропагандистских ресурсов — Sputnik Türkiye, Radio Sputnik (RSFM) и RT
В Румынии же, говорится в докладе, российские пропагандисты сосредоточены в большей степени на соцсетях, а именно в Facebook. Причем используют их для подпитки евроскептицизма и продуцирования ненависти к либерализации, выставляя Россию в качестве носителя консервативных ценностей. В результате чего, несмотря на проевропейскость Бухареста, информационное вмешательство РФ позволило изменить отношения румын к системе ПРО — с позитивного на негативное.
«В Украине, Румынии и Молдове российская пропаганда стремится использовать консервативные настроения определенных слоев общества, в то время как в Армении, Азербайджане и Грузии сообщения московских СМИ чаще предназначены для продвижения политики, которая отвечает интересам России», — констатируют авторы, отмечая также, что украинские и молдавские политики, боясь разозлить Россию, сдерживаются в вопросе защиты национальных интересов. Резонное, кстати, замечание, учитывая последние шаги команды нового президента Владимира Зеленского в направлении урегулирования конфликта с Россией.
Запад, соберись
Приведенный в докладе инструментарий Кремля одновременно представляется аналитическими центрами и стимулом для активизации ЕС, США и НАТО и собственно вышеупомянутых. Западу, пишут авторы, пора менять подход к проблематике Черноморского региона. Почему? Потому что Европа и США отчасти несут ответственность за то, что Россия ныне подминает регион под себя. Ну, например, Украина и Грузия не получили помощи, когда столкнулись лицом к лицу с агрессией России. Помощь, правда, была предоставлена, но оккупация Цхинвальского района, Абхазии, Крыма, части Донбасса уже произошла.
Пора исправлять ситуацию. Тем более что даже пресловутая милитаризация Крыма на поверку не такой уж страшный черт. По мнению аналитиков, пусть Москва и пытается выставить свой ПВО-щит на полуострове непробиваемым, однако в системах все же есть уязвимые места, а потому как оружие психологического влияния милитаризация не так уж эффективна.
Во-вторых, странам региона следует решить ряд проблем, специфических для каждой из них, да и самостоятельно работать над двух- и многосторонним взаимодействием. Так, в докладе констатируют, что мало точек соприкосновения между союзниками по НАТО и членами ЕС Румынией и Болгарией. Бухарест больше интересуется происходящим в Украине и Молдове, а Болгария «заглядывается» на Турцию, Сирию и беспокоится из-за мигрантов и исламистской угрозы. Следует активнее сотрудничать Украине и Молдове, координируя свою политику в отношении России, считают авторы.
Вносит дисбаланс в регион и отстраненность Западной Европы. В докладе отмечается, что у Старой Европы нет единой позиции относительно Черноморского региона. Часть стран считают его «соседом» ЕС, а другая часть — неотъемлемой частью Европы, чем и пользуется Россия. Германия, Франция и Великобритания вообще «больше сосредоточены на нынешних политических кризисах, таких как Brexit, миграция и стабилизация конфликтных зон на Ближнем Востоке и в Африке, чем на проблемах стран Юго-Восточной Европы». Да и Соединенные Штаты, в отличие от РФ, не имеют собственной Черноморской стратегии, а без активного содействия Вашингтона страны региона и ЕС вряд ли «смогут выработать согласованную стратегию по отношению к России».
ПРО и помощь
Очевидно, что этот самый доклад и является одним из этапов по, во-первых, подготовке Штатами такой стратегии; а во-вторых, по консолидации Евросоюза и НАТО в Черноморье, что в совокупности поспособствует и консолидации Румынии, Болгарии, Молдовы, Украины, Грузии и, возможно, даже Турции.
Исходя из доклада, достичь этой цели Украина и другие страны региона могут посредством более тесной кооперации, политической, экономической, военной; и модернизацией собственных вооруженных сил, чтобы стать на один уровень с членами НАТО из Западной Европы.
И в то же время авторы доклада, подготовленного для Европейского командования ВС США, ответом на поползновения россиян видят все же не сугубо наращивание военного присутствия. Предлагается, в частности, развертывание передовых систем ПВО и береговой обороны в Румынии и Болгарии, чтобы нивелировать ракетную угрозу со стороны РФ. Но речи о массовой отправке фрегатов/авианосцев в Черное море не идет. Еще одним методом сдерживания России авторы видят предоставление на постоянной основе помощи Украине и Грузии, а также, по сути, заимствование методов Кремля. Имеется в виду его тактика сеяния хаоса в различных точках мира, чтобы затем выгодно продать Западу разрешение кризисов. Аналитики считают оправданным в ответ на действия РФ в Черном море создание проблем для нее за пределами региона — в локациях, также представляющих интерес для Москвы.
Фактически же в докладе просматривается черновик будущего альянса, в который после решения вышеприведенных проблемных пунктов, укрепления оборонного потенциала при, что важно, активном содействии США и ЕС могут войти: Румыния, Болгария, Украина, Молдова, Грузия и, может быть, Турция, если Брюссель и Вашингтон найдут путь к сердцу Реджепа Тайипа Эрдогана. Что занятно, форпостом или штаб-квартирой видится Румыния, а главными двигателями — Украина и Грузия, поскольку они, подчеркивают авторы, куда более заинтересованы в военном присутствии НАТО, нежели Болгария и Турция. По сути же такой альянс может стать компонентом Междуморья, развиваемого сейчас Штатами, в том числе для «отрыва» Европы от российских энергоресурсов. Фундаментом же для этого Черноморского альянса вполне может стать Министериал обороны Юго-Восточной Европы (SEDM) — площадка, на которой министры обороны Черноморья и Восточной Европы обсуждают укрепление сотрудничества. И не исключено, что даже если Западная Европа продолжит прикидываться опоссумом, то по крайней мере Восточная Европа, в том числе страны Балтии, а также Соединенные Штаты данную инициативу все же поддержат.
Владислав Гирман / Деловая столица