п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Евгений Киселев: Скандал имени Саакашвили только начинается Как отстоять решение о том, что Саакашвили больше не является гражданином Украины по закону, представить себе трудно

Итак, – президент Украины Петр Порошенко своим указом лишил экс-президента Грузии и экс-губернатора Одесской области, а ныне своего жесткого критика, Михеила Саакашвили, украинского гражданства. Я не буду сейчас комментировать различные политические аспекты этого события, обсуждать всевозможные версии, почему и зачем украинский президент сделал это. В особенности, версии откровенно конспирологические – например, о том, будто на самом деле все это лишь спектакль, затеянный по обоюдному сговору для того, чтобы реанимировать пошатнувшуюся популярность Саакашвили в Украине. Или – другая версия – чуть ли не по указанию вашингтонского, либо брюссельского обкомов, где у Саакашвили, будто бы, появились могущественные недоброжелатели.

Сейчас я хочу сосредоточиться исключительно на юридической стороне вопроса. В законе о гражданстве Украины есть статья 19, на которую, кстати, ссылается государственная миграционная служба Украины в своём заявлении. А в отсутствии опубликованного текста указа президента, это единственный официальный документ о лишении Саакашвили украинского гражданства.

Действительно, в ст.19 этого закона есть п.2. В нем описываются основания для потери гражданства Украины. И в этом пункте – внимание – ясно сказано, что основанием для потери украинского гражданства, приобретенного на основании ст.9 этого закона, является «обман, сознательное предоставление неправдивых сведений или фальшивых документов». Идем дальше, обращаемся к этой самой ст.9 закона о гражданстве Украины. В ней описывается порядок принятия в гражданство Украины и там говорится буквально следующее: «В гражданство Украины не принимается лицо, которое – первое – совершило преступление против человечества или осуществляло геноцид», – это не про Михеила Саакашвили. Второе: «осуждено в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления до погашения или снятия судимости», имеется в виду, что если судимость снята или погашена, то бывший осуждённый может быть принят в гражданство Украины. Но все это, опять-таки, тоже не про Михеила Саакашвили.

И, наконец, третье: «не принимается в гражданство Украины лицо, которое совершило на территории другого государства действия, которые признаны законодательством тяжким или особо тяжким преступлением». На тот момент, когда Саакашвили получил украинское гражданство – а было это 30 мая 2015 года, – никаких вступивших в силу приговоров суда в отношении Саакашвили не было.

В законе ничего не говорится, кстати, про то, что в гражданство Украины не может быть принято лицо, против которого ведутся те или иные следственные действия – как в случае с Саакашвили.

Кроме того, уместно напомнить, что о попытках новых властей Грузии выдвинуть против Саакашвили разного рода криминальные обвинения, было широко известно общественности. Ни в Европе, ни в США эти попытки не были встречены иначе, как политически мотивированное преследование. Это уже не говоря о том, что Украина взяла на себя определенные международные правовые обязательства не создавать ситуаций, в результате которых физическое лицо оказывается в статусе апатрида, то есть, лица без гражданства. А в случае с Саакашвили именно так и происходит.

Короче, – ясно, что Саакашвили будет оспаривать указ президента и соответствующее решение государственной миграционной службы в судебном порядке. Ясно, что найдутся грамотные юристы, которые в этом будут ему помогать – как отстоять решение о том, что Саакашвили больше не является гражданином Украины по закону, представить себе трудно. И я опасаюсь, что скандал вокруг всего этого только начинается.


Евгений Киселев / Эхо Москвы
Поділіться цим