Все больше сигналов, что мы накануне серьёзного кризиса между военно-политическим руководством и военным командованием. Уже несколько раз за последний месяц МО официально подсветило залёты военных. Причем вполне обоснованно – за раздолбайство и реальные злоупотребления. Чего не было два года даже в самые тяжёлые моменты.
Т.е., это не случайность, обозначен новый тренд. Однако на фоне полемики между Зеленским и Залужным он может быть воспринят не как стремление навести порядок, а как давление. И на этом будут спекулировать.
Углубление данного конфликта очень опасно. Никакая западная помощь не спасёт, если начнётся внутренний раздрай. А если конфликт усугубится, помощи станет еще меньше. Т.е., раскол – это неминуемое поражение.
Я подробно разверну это в отдельной статье. Сейчас только один момент отмечу.
Очень многое будет зависеть от того, как поведёт себя министр обороны Умеров. Объективно – он в очень сложном положении. И прямо сейчас проходит через ситуацию, когда нужно принять трудное решение. Оно либо усилит позиции министра и создаст запас прочности, либо сделает уязвимым и приведёт к скорой отставке.
Речь идёт об истории с российским паспортом жены Арсена Жумадилова, который назначен руководителем Государственного оператора тыла и будет отвечать за обеспечение армии всем, кроме оружия.
Жумадилов пытался сыграть на опережение и сам признал, что после 2014 г. неоднократно посещал Крым, а его жена получила там российский паспорт. Потому что семье было важно сохранить контакт с Крымом и общение внуков с бабушками-дедушками.
Технически это грамотный ход, это гораздо лучше, чем оправдываться постфактум, как в ситуации с замначальника полиции. Жумадилова поддержали многие известные люди, потому что его считают профессионалом с хорошей репутацией. Но контекст, в котором он подал эту историю, и рвение его группы поддержки всё испортили и создали кризис.
Во-первых, начали выпячивать, что он крымский татарин. Поэтому якобы нет проблем с поездками в Крым и роспаспортом. Получается, если бы роспаспорт был у жены украинца или русского, это было бы проблемой? А так – нет? Это идиотизм, который провоцирует раскол. Знаю немало украинцев и русских, которые родились в Крыму, у которых там родители. Но они не могут поехать и не получают роспаспорта. Потому что будут немедленно арестованы. Или не хотят подставлять родственников.
Можно сколько угодно говорить, что Украина формально не признаёт роспаспорта, выданные в Крыму и «ЛДНР». Но если такой паспорт находят у русского или украинца, или члена семьи, даже если это не чиновник, а бизнесмен – это всегда публичная проблема. Что возвращает к вопросу о делении по национальному признаку. Национальность как аргумент просто нельзя использовать.
Во-вторых, после 2014 г. Жумадилов был госслужащим, а потом работал на госпредприятии. Он сам признал, что место работы провоцировало дополнительные проверки при въезде в Крым.
Более того – он давно является активным сторонником крымскотатарской национальной автономии. Как с такой открытой публичной позицией и работая в госструктурах, он ездил в оккупированный Крым, оправлял туда семью – лично мне трудно представить. Но это лирика.
Крым – это Украина, но с точки зрения контроля со стороны ФСБ Крым ничем не отличается от Ростова или Москвы. Это факт.
Если историю с его поездками в Крым и паспортом жены замнут, это автоматически снимает претензии ко всем, кто в подобной ситуации. В том числе – к реальным пособникам РФ.
Самое главное – в-третьих. Жумадилов обозначил, что для него контакты с родственниками в Крыму важны. Это было крайне глупо.
С одной стороны, он превратил всех близких в объект для давления. Потому что имеет доступ к информации обо всех поставках для украинской армии, её численности, состоянии, производственных мощностях, логистике и т.д. Будет странно, если россияне этим не воспользуются.
С другой стороны, представьте, что давления не будет. Это станет железобетонным основанием для спекуляций, что он сотрудничает с оккупантами. Как иначе это можно интерпретировать?
Жумадилов должен повысить качество закупок и побороть коррупцию. Что автоматически спровоцирует атаки на него. Но теперь россияне и оппоненты внутри Украины смогут дискредитировать его вообще не напрягаясь.
Любую шероховатость с обеспечением армии (а они точно будут, потому что масштабы потребностей колоссальные) можно будет объяснять тем, что закупками руководит российский шпион. В любой момент может быть вброшен компромат. Даже если это будет фейк, вспомните, как прошлой зимой отреагировали на фейковый российский паспорт чиновника Минобороны Лиева – был настоящий шторм. А тут паспорт реальный.
Завтра россияне вбросят, что Жумадилов – это агент с позывным «Чебурек» или «Гирей», или ещё каким-то. Это прилипнет, как всегда в таких ситуациях.
Отныне попытки Умерова наводить порядок в армии будут наталкиваться на обвинения, что он покрывает человека, уязвимого для давления со стороны России. Ведь это даже не замначальника полиции. Это человек, который знает ситуацию во всей армии в деталях – от носков до топлива и еды.
Все адекватные люди должны поддержать Умерова в том, что касается повышения эффективности военной машины. Иначе мы проиграем войну. Но уязвимость в виде Жумадилова даст оппонентам козырь. Мол сначала у себя разберись. Это реальность, которую нельзя отрицать.
Если министр обороны докажет, что реалистично оценивает ситуацию, это расширит его поддержку, в том числе – в армии. И поможет выдержать критику в тех ситуациях, где он по делу будет упорядочивать Генштаб. Если же будет повод обвинить в двойных стандартах, министр будет в слабой позиции. Что негативно скажется на эффективности Минобороны.
Юрий Романенко / Facebook