В информационное поле Крыма и остальной Украины периодически вбрасывают два взаимоисключающих тезиса: полуостров якобы может обойтись без воды из Днепра; и второй тезис – Украине стоит пойти на экономически обоснованный «компромисс», начав продавать воду на полуостров, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Новоназначенный вице-спикер российского парламента Крыма Эдип Гафаров на днях заявил журналистам, что полуостров якобы не испытывает дефицита питьевой воды.
«В Крыму воды хватает, особенно питьевой. У нас 23 водохранилища, восемь из них наливные, 15 на естественном стоке. Если оценивать это хозяйство, то в запасе у нас есть около 200 млн кубов воды питьевого назначения. При этом некоторые в этом году даже производят поливы на площади 14-15 тысяч га. Это неплохая цифра, если говорить о том, что у нас перекрыт Северо-Крымский канал. Я шесть лет работал первым заместителем председателя Госкомводхоза республики и могу ответственно сказать, что с питьевым водоснабжением у нас проблем не будет», – заверил Гафаров.
Он повторил многочисленные заявления, которые местные чиновники делали после аннексии: полуостров «может обеспечить» себя водой без участия материковой Украины. Спикер российского парламента Крыма Владимир Константинов обещал, что к лету 2018 года республика избавится от водного дефицита. Эдип Гафаров, рассказывая о запасах водохранилищ, слукавил. Ливни, прошедшие на полуострове в июле, не привели к наполнению водохранилищ. Большая часть районов республики испытывает нехватку питьевой воды. Обещания, которые власти давали крымчанам, начиная с 2014 года, так и остались невыполненными.
С другой стороны, в информационное пространство материковой Украины пытаются внедрить тезис о том, что Киеву необходимо разблокировать Северо-Крымский канал. Дискуссия вновь стала актуальной после скандального заявления экс-премьера Крыма Анатолия Могилева. Бывший чиновник и отставной милицейский генерал предложил поставлять воду на аннексированный полуостров.
«Если мы считаем, что граждане, живущие в Крыму, – граждане Украины, и думаем о дальнейшей реинтеграции Крыма, то надо думать о людях, которые там живут. А мы понимаем, что вода – одна из самых важных составляющих в жизнеобеспечении человека. Там может быть катастрофа, в засушливые годы, но она может быть исправлена только при подаче воды из Днепра в Крым», – заявил Анатолий Могилев.
Он провел аналогию с покупкой Украиной у россиян газа и нефти. «Мы прогоняем по нашей газотранспортной системе российские нефть и газ? Прогоняем. Наверное, стоит переходить в экономическую плоскость и продавать нашу воду. И от этого получать еще и доход, в то время, как сейчас мы эту воду сбрасываем просто в Черное море», – заявил экс-премьер.
Предложение Анатолия Могилева встретили в штыки. Бывшему крымскому премьеру пришлось оправдываться, вступать в письменную дискуссию с оппонентами. Он упрекнул власти Украины в отсутствии стратегического взгляда на проблему оккупированных территорий. И непрозрачно намекнул, что поставки воды Крыму могут решить проблему блокировки торговых кораблей в Азовском море.
Анатолий Могилев высказал мнение, которое бывшие члены Партии регионов пытаются под разными «соусами» донести общественности: блокада полуострова «вредит» интересам Украины; Киев «отталкивает» крымчан; торговля с оккупированной территорией якобы даст Украине рычаг воздействия на Россию. Подобные заявления звучат с первых месяцев аннексии.
Бывший республиканский премьер предложил решить проблему, которая, с точки зрения российских чиновников полуострова, «не существует». Но руководство кремлевских спецслужб рассматривает водную блокаду полуострова как вызов собственной безопасности. Пока нет прямых оснований утверждать, что господин Могилев действует в интересах Москвы, но его предложение органично укладывается в схемы кремлевских спецопераций. Сначала идет публичное обсуждение вопроса, в ходе которого украинскую общественность «приучают» к тому, что торговля с аннексированной территорией – это как бы естественный экономический процесс. Затем дискуссия переходит в стены парламента и правительства, где происходит выработка конечного решения.
Анатолий Могилев умолчал, что для продажи воды на полуостров необходимо внести ряд существенных изменений в законы Украины, касающиеся экономической деятельности на оккупированных территориях. Нужно будет подписать соглашение с российскими властями Крыма или Москвой. Получится, что де-юре Киев заключает соглашение с другим государством на поставки воды на собственную территорию. Фактически это будет означать негласное признание полуострова российским. К тому же Кремль гарантированно будет настаивать, чтобы в тексте соглашения Крым фигурировал как часть Южного федерального округа России. После того, как по Северо-Крымскому каналу пойдет днепровская вода, начнется обсуждение «бессмысленности» транспортной блокады Крыма. Ее можно отменить еще быстрее, так как первый шаг к тому времени уже будет сделан: парламент пересмотрел законодательство по оккупированным территориям.
Затем через некоторое время начинается следующий этап информационного воздействия – обсуждение темы «компромиссов» с Россией, сдачи Крыма в «аренду» на несколько десятилетий. Аргументы будут примерно такими же, как с поставками воды: экономическая и политическая «выгода» от сдачи собственной территории. Хотя по сути это будет означать фактический отказ от государственного суверенитета и превращение Украины обратно в российскую колонию.
Все вышеперечисленное возможно только при условии смены политических декораций, когда в результате парламентских и президентских выборов 2019 года в Украине к власти придут лояльные по отношению к Москве политики. Пока же Кремль продолжает паразитировать на теме «ущемлений прав крымчан» со стороны Киева, готовя политическую площадку для «компромиссов» вокруг поставок воды в Крым и снятия транспортной блокады.