Насколько я понимаю, речь идет о процессе государственной измены Виктора Януковича, где Порошенко должен выступать в качестве свидетеля. Не думаю, что он может сказать в этой ситуации что-то конкретное, полезное или содержательное. К тому же Порошенко выступает в качестве свидетеля со стороны Генеральной прокуратуры. Здесь сразу возникает много вопросов, пишет Петр Олещук для Нового времени.
Еще осенью ГПУ объявила о вызове около 140 свидетелей. Суд согласился вызвать далеко не всех. Ряд знаковых фигур уже выступили: Аваков, Яценюк, Турчинов, некоторые представители командования Украины в 2014 году, и тому подобное. И какое отношение эти свидетели имеют к процессу, связанному с государственной изменой Януковича? Ведь это вполне конкретный вопрос о том, обращался ли экс-президент к Путину с просьбой ввести войска на территорию Украины. Соответствующее письмо продемонстрировали на Совете Безопасности ООН. И затем сразу возник вопрос с доставкой в суд оригинала этого письма, ведь оперировать копиями в процессе нельзя.
Существуют другие нюансы: можем ли мы использовать письмо, написанное Виктором Януковичем уже тогда, когда его не считали президентом Украины? Ведь на тот момент было принято соответствующее постановление Верховной Рады и исполняющим обязанности президента назначили Турчинова. Следовательно, это письмо можно рассматривать как персональное обращение частного лица, соответствующими полномочиями не обладающего. Кроме этого, есть еще немало юридических вопросов.
Еще летом стало ясно: поскольку Генпрокуратура не может продемонстрировать неопровержимых доказательств совершения государственной измены, то она переходит в режим массового вызова свидетелей: того же Яценюка, Авакова, Турчинова.
И что именно они могут засвидетельствовать в контексте государственной измены Януковича? Эти люди начали работать на своих должностях уже после того, как Янукович покинул страну. Фактически, их показания свелись к оценке экс-президента, его идей, шагов, политических решений и всего остального.
Оценка личности Януковича не является прямым доказательством его государственной измены. Поэтому в этом контексте участие Порошенко можно рассматривать как очередной элемент политического шоу – демонстрацию определенной позиции, которую выразит сам президент.
Есть еще одно интересное замечание. Как по мне, во время процесса адвокаты Януковича показали себя более подготовленными и профессиональными, чем ГПУ. Стоит только вспомнить, как последние постоянно требовали отстранить адвокатов Януковича.
Процесс над Януковичем фактически превратили в процесс над теми, кто пришел ему на смену. Вспомним допрос Авакова, где он дал довольно противоречивые показания. Например, когда рассказывал, что после отъезда Януковича ездил в Крым чтобы задержать и заставить его выполнять свои обязанности в Киеве. Это несмотря на то, что на тот момент существовали прямо противоположные мнения.
Ситуация с Турчиновым. Его выступление в суде превратили фактически в допрос по сдаче Крыма. Он подтвердил тот тезис, что решения о введении военного положения и активной защиты полуострова от российской агрессии не было. В том числе из-за того, что это может угрожать проведению выборов. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Андрей Дещица подтвердил: тогда наши западные партнеры тоже выражали позицию, что власти не стоит вмешиваться и действенно защищать Крым. Впоследствии это подтвердили в суде.
Участие Порошенко также превратится в мощный информационный повод и приведет к появлению контраверсионных заявлений. Более чем уверен, что его будут спрашивать об аспектах защиты Крыма и почему не ввели военное положение. Защита же пытаться перевести все в плоскость обвинений в адрес недействующего президента и так это все продлится в режиме политического шоу.
И, скорее всего, это шоу будет еще долго продолжаться, поскольку перспектив для приговора Януковичу в таком формате пока не видно. Если же приговор примут без четких неопровержимых доказательств, которые пока что ГПУ не позаботилась найти, то адвокаты Януковича без особых проблем подадут иск в Европейский суд по правам человека. Там они это решение будут отрицать и, не исключено, что таки добьются его опровержения.
И сейчас это никого особенно не волнует. Мы наблюдаем, что Генпрокуратура развернула достаточно активную пиар-кампанию: сейчас они рассказывают в СМИ сколько денег Януковича они смогли вернуть и на что их потратили.
В годовщину событий на Майдане очень растет запрос на то, когда вынесут приговоры и покажут виновников. А поскольку никаких перспектив для этого не видно, то участие Порошенко в суде может стать неким суррогатом приговора и справедливости. Для ГПУ главное – продемонстрировать факт. Мол, судебные процессы продолжаются, мы почти все доказали. Вот смотрите, даже президент выступал, приговор будет буквально послезавтра! Все переплетается в необходимости легитимизировать власть, которая пришла после Майдана, но до сих пор так и не смогла разобраться в его делах.
Есть еще один интересный момент, о котором забывают: Саакашвили тоже считается свидетелем по делу беркутовцев. Осенью прошлого года в интернете появился якобы итальянский фильм, где, в частности, показали интервью с так называемыми грузинскими снайперами, которые утверждали, что они стреляли на Майдане и работали над другими задачами с целью провокаций.
Генеральному прокурору следовало поставить вопрос о допросе этих беркутовцев в суде, но они это проигнорировали. В этом контексте Саакашвили также планировали вызвать в суд в качестве свидетеля. Но так как сейчас его депортировали, то это усложняет процесс как против самого Саакашвили по вопросам его так называемой государственной измены, так и ставит под вопрос дальнейшее рассмотрение процесса так называемых беркутовцев.
Начальник управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк говорил, что можно организовать допрос по скайпу. И это сразу ставит вопрос о том, почему нельзя тогда организовать такой допрос и самого Януковича? Это было бы точно более полезным, чем допрос Порошенко. Несколько вопросов Януковичу могли бы сделать возможным принятие беспристрастного приговора.