В первую очередь нужно обратить внимание на стратегически изменившуюся ситуацию. Если раньше Россия навязывала миру игру, то теперь все наоборот – цивилизованный мир навязывает игру России. Теперь российские ведомства, МИД или военное министерство вынуждены постоянно угадывать, а каким же будет следующий шаг американской администрации. Особенно администрации Трампа, которая действительно является абсолютно непредсказуемой, что было уже не раз доказано.
Даже Песков это признал. Теперь Россия вынуждена с замиранием сердца ждать этого доклада, другого доклада, третьего. А будет ли наложена ограничительная мера на покупку государственного долга России? Сегодня это неизвестно. А завтра, может быть, и будет известно.
Доклад выпущен, вроде как Госдеп сказал, что санкций не будет, а Минфин тут же объявляет, что нет, санкции будут в течение нескольких месяцев. Потом выясняется, что, в конечном счете, санкции согласовывает Конгресс. И вот эта постоянная неразбериха того, что будет через месяц, через три, через год – невероятно нервирует людей.
Как по мне, то санкции 100%-но будут. Конгресс просто не допустит их не введения. Но даже сама угроза санкций уже отлучила от России страны, которые хотели заключить с ней оборонные сделки.
Как же будет реагировать сама Россия? Их министерство иностранных дел делает пшик в воздух, предупреждая, что американцы будут охотиться за богатствами россиян. В основном это сработало на внутренний рынок.
С другой стороны это был сигнал путинскому окружению – ребята, возвращайте деньги, иначе потеряете все. США не оставляют выбора этим фигурантам, кроме как вернуться в Россию. Делается это намерено. Цель же не столько лишить их средств, сколько выдавить их из правового поля США, заблокировать возможность проводить расчеты в долларах.
В этом случае эти деньги превратятся в черепки, потому что ими не смогут распоряжаться. Проще говоря, российских бизнесменов просто лишат богатств.
А это уже полная катастрофа. Ведь совокупность состояния людей, находящихся в списке, составляет около триллиона долларов. Если этими деньгами люди больше не смогут пользоваться, то в значительной степени это приблизит чисто экономический крах России. Сама страна, как и ее агрессия, держится именно на теневых деньгах, а не на бюджете. Из бюджета деньги на войну на Донбассе и даже на сухопутные операции российской армии в Сирии, не выделяются.
Единственное, что будет пытаться делать Россия, – это заставить каким-то способом США не вводить санкции. Или хотя бы частично ограничить их воздействие. Делать это будут всякими способами – раскалывать США и Европу, шантажировать их через Северную Корею, через эскалацию в Украине, в Сирии. Но сделать ничего не получится, так как Конгресс, а в данном случае это более важный орган, чем американская администрация, очень сильно консолидирован против России. При желании, любое вето Трампа в отношении всех российских дел этот Конгресс легко преодолеет. Если нужно будет ввести санкции – они будут введены.
Что мы и увидим через несколько месяцев.
Александр Кушнарь / Обозреватель