Президент РФ Владимир Путин заявил: «Мы готовы передать военные корабли Украины, которые в Крыму еще есть, готовы передать авиационную технику, бронетехнику. Правда, она вся в таком плачевном состоянии, но это уже не наше дело, она в таком практически и была, за эти годы никем не обслуживалась, конечно».
Кто бы ни придумал эту идею – сам Путин или кто-то другой – ему удалось невероятное: совместить, казалось бы, несовместимое – хитрую демагогию и откровенное хамство. Удалось, поскольку демагогия адресована Западу и собственным гражданам, а хамство – Украине.
Путину сегодня крайне важно предстать миролюбивым президентом. Россия уже навоевалась, ей жизненно критично остановить конфронтацию с Западом, которая грозит не в такой уж далекой исторической перспективе крахом правящему режиму. Да и собственно россияне не рвутся массово воевать за «святую Русь», зато они хотят на турецкие или испанские курорты. «Навалять» американцам, НАТО и «хохлам» они готовы в телевизоре, на различных собраниях и митингах, а из окопов – нет. Истинные настроения россиян Путин прекрасно знает, и накануне выборов он волей-неволей должен на них обращать внимание.
Вот поэтому мы сегодня видим и согласие России на обмен пленными и заложниками, и предложения отдать Украине ее военное имущество, захваченное Россией четыре года назад. Издали, из Европы, это выглядит как однозначно миролюбивые шаги. В Европе, где политические элиты, по большому счету, никогда толком не понимали сути российской политической системы, не знали, по каким реальным законам функционирует российская власть, почти наверняка найдутся политики или политологи с экспертами, которые — искренне или из определенного интереса — сочтут это предложение Путина проявлением именно миролюбия России, доказательством, что Россия совсем не хочет войны с Украиной, что она заинтересована в мире и т.п. А потому, мол, стоит и в Европе делать какие-то шаги навстречу России, чтобы поощрить ее и двигаться дальше, пусть и очень-очень медленно, по пути к демократии. Вся эта вполне сознаваемая демагогия или обычная глупость, к сожалению, все еще имеет спрос в Европе.
Да Бог с ними, европейцами. За свои ошибки платить им. Не нам их учить. Нам самим надо определиться, как правильно отреагировать на хамство Путина? Мы же понимаем, что предлагать стране, у которой вы оккупировали часть территории, разорили целый регион, убили тысячи солдат и мирных граждан, какое-то заброшенное имущество, выдавая это за миролюбивый жест – это публичное презрение к украинскому государству и украинским гражданам, правда?
Худшее, что мы можем сделать в этой ситуации – это всерьез размышлять, не взять ли нам у России свою военную технику? Мол, в каком бы она состоянии ни была – все равно какую-то ценность представляет, хотя бы как металлолом. Бесплатно же отдают. И подсчитывать, что там нашего в Крыму осталось? Сколько кораблей, самолетов и БТР? Тысячу раз прав Рефат Чубаров, когда говорит: «Тем, кто уже клюнул на унизительную подачку Путина: если у вас нет чести и национальной гордости, то хотя бы не выносите их на вселенский позор. Не надо тешить врага и разочаровывать друзей. И просто не позорьте Украину!».
Как же все-таки они нас ненавидят и презирают! Нет такого вопроса – и не было никогда ранее, – где бы Россия говорила с Украиной с уважением, как положено говорить с независимым государством. Всегда это было превосходство и пренебрежение, когда – скрытое, когда – откровенное.
А наша возможная реакция опять упирается в уже, похоже, вечный вопрос: у нас с Россией война или что-то другое? Если война, то никаких переговоров и сделок с врагом! За исключением тех, где речь идет о жизни наших людей. И даже в таких случаях есть свои оговорки. А принимать захваченную врагом нашу технику, тем более – «в плачевном состоянии», это действительно надо не иметь ни капли достоинства.
А если войны нет, если у нас «АТО» на Востоке Украины, если наша высшая законодательная власть и поныне не смогла принять закон, в котором захватчик нашей земли назван оккупантом, тогда другое дело. Тогда можно все, что можно, когда войны нет – торговля, сделки, переговоры, фестивали, концерты российских звезд, прием металлолома от России в подарок. Это – можно, а вот говорить с самых высоких трибун, что мы воюем с Россией, что мы с оружием в руках защищаем Европу и весь цивилизованный мир от агрессии Кремля, что у нас проблемы в экономике из-за войны – нельзя. Или – или.
Юрий Сандул / Укринформ