Если оценивать перспективы Саакашвили, то в ближайшие недели, включая конец нынешнего и начало будущего года, думаю, что мы увидим борьбу двух стратегий. Идея Саакашвили заключается в том, что он должен привлекать к себе постоянное внимания СМИ и общества в целом, демонстрировать бурную деятельность и поддерживать на достаточно высоком уровне протестную активность своих сторонников. Он сам говорит, что не может ждать, что должен решить поставленные задачи как можно быстрее. Фактически, его цель – это досрочные парламентские и президентские выборы в Украине. Но с этой точки зрения у него возникает две проблемы, которые он должен решить, пишет Владимир Фесенко для Нового времени.
Во-первых, впереди – новогодние праздники, которые традиционно приводят к спаду политической активности, к падению интереса к политике как таковой. Опыт показывает, что даже во время Майдана 2013 года произошло снижение массового участия в протестах. И только потом сами власти так называемыми «диктаторскими законами 16 января» вновь спровоцировали новую волну противостояния. Так что очень тяжело удерживать протестную активность в такие периоды, как новогодние праздники.
Вторая проблема связана с особенностями стиля самого Саакашвили. Он работает вспышками, его стиль – это политические всплески, которые сменяются паузами. И как при этом на постоянном уровне поддерживать высокую амплитуду протеста, пока непонятно. Скорее всего, экс-губернатор попытается в ближайшие недели провести еще одну атаку против власти. Затем, возможно, последует пауза, после которой к концу января и в начале февраля бурные протесты возобновятся.
Почему важно говорить о действиях Саакашвили? Потому что власть во многом будет реагировать именно на его поведение, на угрозы со стороны Саакашвили. Если власти будут понимать, что готовятся попытки предпринять какие-то силовые действия, то в этом случае они будут реализовывать свои силовые сценарии. Это борьба меча и щита. Думаю, что вариант экстрадиции грузинского политика на родину рассматривается, но только в случае каких-то эксцессов и обострений.
Но на самом деле в отношении Саакашвили власти колеблются между двумя тактическими линиями. Одна из них – гибкая и неконфликтная: не трогать Михо. Предполагается формально давать ему сигналы умерить свою активность. В противном случае, возможны более серьезные действия по отношению к нему и некоторым его ближайшим сторонникам.
Но вторая тактическая линия – это упреждающий удар. И насколько я понимаю, во власти есть сторонники именно такой стратегии. И вот они будут продвигать сценарий активных процессуальных действий с новыми обвинениями и некими правовыми ограничениями, например, с домашним арестом. Такой сценарий предусматривает и экстрадицию Саакашвили, и он может быть реализован, в зависимости от обстоятельств. Думаю, что некоторые силовики и люди в команде президента полагают, что, если акция протеста будет обезглавлена, то исчезнет символ, рано или поздно, начнутся противоречия, «разброд и шатания» и постепенно протест сойдет на нет.
Думаю, у властей пока нет определенного решения, что делать с Саакашвили.
Экстрадиция может спровоцировать и подъем протеста. Здесь нет никаких гарантий. Но, повторю, власти пойдут на эту меру, только в случае угрозы силовых действий со стороны самого Саакашвили.