Мы продолжаем отслеживать ситуацию вокруг масштабного пожара на стратегических складах 48-го арсенала Минобороны.
Пока следователи под руководством военного прокурора Центрального региона Украины отрабатывают четыре основные версии детонации боеприпасов, Министерство обороны проводит служебное расследование, начальник Генштаба Виктор Муженко мужественно отвергает все обвинения в собственной бездеятельности, а секретарь СНБО Александр Турчинов собирается провести заседание Совета для обсуждения ситуации с арсеналами, попробуем проанализировать состояние дел в других воинских частях, где хранятся боеприпасы, пишет Руслан Рудомский для Depo.ua.
Сразу хотим отметить: вся информация, которая будет обнародована в этом материале, была получена из открытых источников в интернете с помощью всем доступных поисковых систем, поэтому не нужно поднимать шум, что мы, якобы, даем наводку для диверсантов. Скорее всего, у них эта информация давно уже есть.
Возможно, для многих это станет открытием, но посмотреть расположение складов можно на Google Maps. В частности, можно детально изучить расположение склада боеприпасов в той же Калиновке или Балаклее (можете проверить), или самостоятельно найти все другие склады. И не надо наивно надеяться, что российские спецслужбы сами до этого еще не додумались. Более того, учитывая общее военное прошлое, у них наверняка есть оригинальные карты местности и планы складов, которые со времен СССР если и изменились, то несущественно.
Итак, после того, как в результате вражеских диверсий (будем считать, что причиной пожаров были именно диверсионные поджоги) пострадали два крупнейших арсенала вооружения ВСУ, логично ожидать продолжение адского турне российских ДРГ по украинским складам. Собственно, а почему они должны останавливаться на достигнутом, если в Украине для них созданы все условия? И дальше вы поймете, почему.
Третьим по величине и стратегическому значению всегда считался 6-й арсенал (в/ч А1479) в городе Ичня Черниговской области, который в этом году отмечал 76-летие. Согласно открытым данным, здесь на площади 682 гектара хранится около 130-150 тысяч тонн боеприпасов почти всей номенклатуры от патронов к стрелковому оружию до боеприпасов для реактивных систем залпового огня, около 20 000 тонн из которых с начала проведения АТО были переданы в зону боевых действий.
При этом данный склад считается перегруженным на 30%, а 60% от имеющегося там боекомплекта требует утилизации.
Плюс на территории данной воинской части есть запасы неутилизированного пороха, который остался после того, как еще во времена Кучмы выкрутили и распродали все, что имело хоть какую-то ценность (в основном, металл). А это, как вы понимаете, несет дополнительную угрозу возгорания и дополнительный соблазн для диверсантов.
В начале 2010 года боеприпасы данного арсенала пытались вывезти с последующим расформированием воинской части, но, как видим, она существует и функционирует по сей день. Что интересно: директива Министерства обороны о расформировании данной в/ч действовала вплоть до 2016-го года, но затем была отменена.
Здесь следует понимать, что в случае чрезвычайной ситуации на складах 6-го арсенала, эвакуировать придется 40 000 человек, что на 10 000 больше, чем вывезли спасатели из Калиновки и окружающих сел.
Также интерес российских диверсантов может вызвать 10-й арсенал (в/ч А2920) в городе Вознесенск Николаевской области (он же – 3623-й центральный арсенал боеприпасов и оружия), который расположился в примерно одинаковом расстоянии от оккупированного Россией Крыма и от контролируемого ею же Приднестровья.
В мае этой части исполнился 71 год, но информации о ней в интернете почти нет. Известно лишь, что из бронетехники здесь сосредоточены преимущественно ПРП (передвижной разведывательный пункт), а из б/к преобладают боеприпасы для стрелкового оружия и бронетехники.
Но как бы там ни было, этот арсенал вооружения фигурирует в интернете, как «один из крупнейших в Украине».
Кроме этого, в зоне повышенного риска находятся два арсенала в Ровенской области, особенно в контексте последних масштабных российских военных учений на территории соседней с областью Беларуси – «Запад-2017». Речь идет о 9-м арсенале (в/ч А4559) в пгт Оржев и 732-ю артиллерийскую база вооружения (в/ч А0153) в городе Сарны.
Опять же, более или менее точной информации о запасе на этих складах в открытых источниках найти не удалось. Известно лишь, что как в Сарнах, так и в Оржеве в советские времена хранились ракетные комплексы оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» с баллистическими ракетами Р-17 средней дальности. Однако еще в 1990-х годах они были ликвидированы по договору между Украиной и США.
Однако, учитывая опыт утилизации ракет в других частях, можно предположить, что металлические составляющие были распилены и проданы, а топливные материалы или вывезены в Россию, или до сих пор хранятся на складах данных воинских частей.
Проще говоря, гореть и здесь есть чему.
Ну и осталось вспомнить о 303-й центральной артиллерийской базе хранения ракет и боеприпасов (в/ч А2192) в пгт Макаров Киевской области. Это новая воинская часть, которая была сформирована всего 13 лет назад.
Данная военная часть предназначена помимо прочего для приема ракет и боеприпасов от предприятий оборонной промышленности и воинских частей.
Правда, о количестве ракет и боеприпасов здесь не сообщается, но можно не сомневаться, что их хватит для того, чтобы организовать повторение Балаклеи или Калиновки. Плюс ситуацию осложняет близость к Киеву.
Другие арсеналы вооружения размещаются в центральной части Украины, поэтому там риск диверсий априори меньше.
Как видим, работы у диверсантов – непочатый край. Точнее, уже начатый. Но самое страшное даже не это. Как отмечают причастные к данной теме люди, охрана всех арсеналов вооружения на сегодня оставляет желать лучшего.
Например, журналист Александр Курбатов на своей странице в Facebook пишет, что склады до сих пор охраняет ВОХР (военизированная охрана) Вооруженных сил Украины. Это такие подразделения военизированной охраны, специально созданные для обеспечения охраны и обороны особо важных и режимных объектов соединений, воинских частей, военных учебных заведений, учреждений, организаций (склады с ракетами, минно-торпедным вооружением, с оружием и боеприпасами, горюче-смазочными материалами, техникой и вооружением и т.п.) Вооруженных сил Украины.
Согласно Положению о военизированной охране объектов Вооруженных сил Украины, попасть на службу в ВОХР может любой совершеннолетний дееспособный несудимый гражданин Украины, который успешно прошел медицинское и психиатрическое освидетельствование. Собственно, это все нормативно определенные критерии – все остальные требования являются чисто формальными (заявление, характеристика и т.п.), а о предварительной службе в армии даже не упоминается. Как не упоминается и о половой принадлежности сотрудников.
То есть, с 2012 года и по сей стратегические объекты Вооруженных сил Украины, которыми являются арсеналы вооружения, с подачи тогдашнего министра обороны Украины, гражданина Российской Федерации Дмитрия Саламатина, охраняют люди, которые могут быть как военными в отставке, так и просто случайными мужчинами и женщинами без всякого предварительного опыта службы в армии.
Собственно, данную информацию косвенно подтвердил 28 сентября главный военный прокурор Анатолий Матиос: «Есть проблемы с часовыми военизированной охраны, у которых чрезвычайно низкая зарплата. Преимущественно военизированную охрану осуществляют пожилые люди, которые точно не имеют соколиной точности зрения. То есть с плохим зрением и с наименьшей мотивацией «.
Но если к Саламатину особых вопросов нет, ведь вся его деятельность была сознательно направлена на системный развал украинской армии изнутри, то почему нынешний глава Министерства обороны Степан Полторак до сих пор не навел порядок в этом хозяйстве – остается загадкой.
То есть, для деятельности российских ДРГ созданы все условия и они ими, можно не сомневаться, попытаются воспользоваться. А учитывая склонность российских спецслужб приурочивать события к символическим датам, рискнем спрогнозировать, что следующую диверсию они попытаются организовать в Ичне Черниговской области на праздник Дня защитника Украины, которое с недавних пор отмечается 14 октября.