Вы не почувствовали, и суток не прошло с момента прорыва границы господином Саакашвили сотоварищи, как общественный и медийный интерес ко всему, что связано с этим событием, стал слабеть прямо на глазах? На порядок упало количество соответствующих заголовков в лентах интернет-ресурсов, в выпусках теленовостей, сюжеты «про Саакашвили» подвинулись с первого места на второе место, а где и на третье-четвертое. За считанные часы улеглись словесные баталии «промиховцев» и «антимиховцев» в социальных сетях.
Что случилось? Дело здесь не в том, что кто-то сознательно спустил указание не давать и не вспоминать. Дело в природе самого фигуранта. Михеила Саакашвили традиционно хватает на короткий спурт безумной активности, а потом ему быстро начинает не хватать «дыхалки», как говорят спортсмены.
Вспомните эти два с половиной года – «украинский период» Саакашвили. Экс-президент Грузии стал экс-председателем Одесской областной администрации. Именно в такой последовательности. В этом кричаще ярком несоответствии и кроются основные причины и украинского провала Саакашвили, и той головной боли, которую он сегодня приносит Украине.
Начало губернаторства в Одессе – «девятый вал» инициатив, многолюдных форумов, громких кадровых решений и публичных обвинений в злоупотреблениях и коррупции. Потом за считанные недели – все стихает: инициативы надо настойчиво продвигать, организовывать общественную активность, обвинения – доказывать, долго и нудно собирая свидетельства и факты. Губернатор всего этого делать не умеет и не хочет. Остальное время на одесском «престоле» – а это месяцы – Саакашвили жалуется, что ему «не дают», а по правде – откровенно скучает: не его масштаб.
И тут появляется новая возможность оказаться в центре внимания – Антикоррупционные форумы, которые еще действующий глава Одесской ОГА решил провести волной – по всей стране. Первый форум в Киеве в начале зимы 2015 года. Ожидания зашкаливают, тысячи людей еще с Майдана, которые заждались быстрых изменений, полностью заполнили зал Выставочного центра на Левобережной. Зажигательные речи, мозговые штурмы, презентации. Выступление лидера.
Михо срывает овации, но людям, из тех, кто немного разбираются в публичной сфере, хорошо видно, как он технологически сам себя заводит, будто подпитываясь энергией от толпы. Ну, пусть – успокаивают они себя – это только начало, посмотрим, что будет в регионах. А в регионах волна радужных ожиданий падает чуть ли не до нуля, слова остаются только словами. Харьков и Днипро – это уже на порядки ниже энергия – и ощутимо было, чуть ли не физически, как Михо снова становится неинтересно.
Потом – партия со странным названием «Движение новых сил». Кто ему такое посоветовал – загадка. Но начало опять с имитацией взрыва – мощно разрекламированные встречи с лидерами политических сил, которые оппонируют нынешней власти, попытки развертывания сети штабов. Но очень быстро и этот бурный поток сводится к мелочной возне с регистрацией: «Движение новых сил» или «Движение новых сил Михеила Саакашвили»… Впрочем, уже хорошо видно, что у самого Саакашвили, не то, что «новых сил» нет, у него и «старых» не осталось, чтобы хотя бы изображать интерес к своему партийному детищу.
…И тут, как подарок судьбы, история с лишением гражданства. Кто это придумал, гальванизировать политический труп с рейтингом в пределах статистической погрешности 1-1,5%, который уверенно стремился к нулю? Этот вопрос уже задавался, но ответа на него мы так и не услышали. А жаль. Страна двух Майданов имеет право знать своих «героев», которые, как минимум, не способны видеть дальше своего носа. Но что интересно, проведите соцопрос сейчас – в лучшем случае эти полтора процента временно удвоятся – до опять-таки непроходных трех. И это после такого громкого скандала с прорывом границы в «Шегинях»… Михо – это отработанный пар, пора это понять тем, кто его опасается, и тем, у кого еще, может, остаются относительно него розовые иллюзии.
Впрочем, среди украинских политиков, которые вместе с Саакашвили суетились в воскресенье вдоль польско-украинской границы, дураков и дур нет. Все они прекрасно видят, что политического будущего ни в Украине, ни где-либо у бывшего президента Грузии нет. А делали они это – заседание «Штаба в Хюндае», брифинг на перроне в Перемышле, марш-бросок на Краковец и со «стратегическим» поворотом на «Шегини» – лишь для того, чтобы набрать очков себе любимым, на всякий случай: а если завтра заваруха?
То, что побочным продуктом этого «цирка на дроте» стало унижение государства Украина, волнует их меньше всего. Сейчас очень интересно будет наблюдать за тем, как эти «политические животные», лица, защищенные депутатским иммунитетом, будут реагировать на абсолютно законные и предсказуемые действия власти, которые уже начались: задержания, подозрения, меры предосторожности в отношении тех, кто помогал им «прорывать» государственную границу и не имеют при этом неприкосновенности.
Не забывая о до сих пор непонятном ляпе с лишением Саакашвили украинского гражданства, надо отметить: тактика, избранная властью, после «Шегинского прорыва» – погружение этого позорного скандала вместе со всеми его фигурантами в скучную бюрократическую процедуру – сегодня единственно правильная. Следствие, обвинение прокуроров, ответы адвокатов, судебные следствия, отводы, апелляции и тому подобное – все это и не такой позор сводило в Украине на маргинес. А к чему в такой ситуации еще, скажите, можно стремиться?
И напоследок – еще о Саакашвили. Да, 50 лет для политика высшего ранга – это только начало, но для Саакашвили, как оказалось, это финал. Он может существовать как действующее лицо политического театра только в главной роли, на вершине пирамиды, начальником над всеми, «монархом». Но своего королевства никто ему больше не даст. И Михо никак не хочет и не может с этим смириться, и все это было бы прекрасной темой для сценической трагедии (где вы, Шекспиры современности?), но не получается даже комедия. По крайней мере, для украинцев. Ведь именно нашу с вами энергию «пьет бочками» этот энергетический вампир, энергию, которую нам позарез необходимо тратить на другое.
Игорь Петрук / Укринформ