15 июня стартовал ПМЭФ – Петербургский международный экономический форум, который продлится до 18 июня. Интерес к этому, на первый взгляд и с учетом санкций, бессмысленному мероприятию в первую очередь объясняется обещанием спикера Кремля Дмитрия Пескова выступления его шефа с «чрезвычайно важной» речью 17 июня.
В условиях, когда российская экономика все больше напоминает чудовище Франкенштейна, бизнес как в РФ, так и за рубежом (тот, который все еще имеет желание получить гешефт от такого сотрудничества) на самом деле хотел бы знать, что его ждет – куда вождь, затеявший войну в Европе, намерен вести страну. И посему ПМЭФ как площадка подходит идеально.
Сам по себе же Питерский форум всегда позиционировался режимом Путина как «российский Давос». И последние восемь лет, с начала войны против Украины, на него в медийном плане обращали внимание с целью иметь представление о том, для кого нефтедоллары не пахнут, кого Кремлю удалось подкупить/завлечь на это мероприятие и т.п.
Однако с началом полномасштабного вторжения в Украину и, как следствие, тотальной изоляции России, поиск таких маркеров актуализировался, как никогда ранее. ПМЭФ – детище Кремля. А Кремль, да и вся Россия, сегодня невероятно токсичны. Соответственно растут риски и ставки для тех, кто все же решился пренебречь этой токсичностью.
Форум и ранее-то вторым Давосом никогда не был, но, по крайней мере, на мероприятие посудачить о перспективах и инвестициях порой съезжались мировые лидеры вроде Си Цзиньпина или Эммануэля Макрона. Равно как и руководители крупных иностранных корпораций, имеющих общие с российскими компаниями проекты (Siemens, ExxonMobil, Total и т.п.).
В этом году форум «международным» является лишь отчасти, в большей степени на бумаге. Да и проходит не в культурной, а в фактической столице РФ – Москве.
Мировых лидеров, кроме президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева, не предвидится. Даже не особо брезгливый Си не счел разумной демонстрацию тесного партнерства с Путиным. Не говоря уже о Макроне, пусть тот и периодически ищет диалог с президентом РФ и озабочен внешним видом его физиономии.
Нет, вместо них поля форума в надежде на сделки в нефтегазовом секторе будет топтать представитель «Талибана» Юнус Моманд. А компанию ему составят главы фейковых республик «ДНР» и «ЛНР». Ну, и те немногие бизнесмены, которые прибыли в Москву. Хотя последние стремятся особо не светиться на ПМЭФ, для чего организаторы сообразили инновацию – бейджи без указания компаний, которые представляют гости.
А это говорит о том, что все, кого Кремлю удалось завлечь на форум – не более чем массовка. ПМЭФ растерял последние признаки серьезного политического и экономического события.
Теперь – это самое заурядное пропагандистское шоу, организаторы которого хвастают, к примеру, тем, что из Новгорода привезут живую серую неясыть или тем, что кофе и печеньки гостям будет раздавать робот Дуняша.
Последняя, как утверждает кремлевский агитпроп под названием «Комсомольская правда», уже «покорила» гостей ПМЭФ-2022. Но эта соратница робота Федора с внешностью секс-куклы – этот китч по-русски – просто для затравки.
Покорять гостей, по задумке руководства, должен непосредственно глава государства. Именно Путин – гвоздь программы. К его появлению на сцене и «чрезвычайно важной» речи (поговаривают, возвещающей новый мировой порядок) очень плотно готовятся в Кремле, понимая, что плебсу нужно что-то продать, раз уж «спецоперация» малость – раз в 40 – затянулась. Тем более, что в день открытия, т.е. сегодня, 15 июня, США и их союзники, по информации CNN, намерены принять решение о поставке в Украину дополнительной военной помощи, включая РСЗО HIIMARS, вызывающих сильный зуд у кремлевских элит.
Путин, как и «робот» Дуняша с увековеченным в силиконе лицом порноактрисы (прототипом послужила Миссис Пермь-2014″), будут выполнять одну функцию (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей), ведь их обоих покажут для развлечения подданных. И оба – до тошноты скрепные и стереотипные. Путин – благодаря его имперскому шовинизму и историческому реваншизму, а Дуняша – благодаря чепчику и, пусть неживым, но наглым глазам советской буфетчицы. Выражение лиц обоих дает понять, что они, пардон, готовы и хотят трахнуть, когда представится возможность.
И если у Дуняши шансы на это невелики, то у Путина они еще имеются, как бы ни трещала экономика и сколько бы служащих ВС РФ уже ни были демилитаризированы.
Или имелись. Учитывая, что аккурат под открытие ПМЭФ в СМИ появилось новое сообщение о серьезных проблемах диктатора со здоровьем. В частности, об этом со ссылкой на источники в разведке написал «Обозреватель», по данным которого Путин – ни много ни мало в коме после неудачной операции, а элиты сейчас заняты определением его преемника.
Эта информация, очень удачно и вовремя обнародованная, в полной мере изменила информационный баланс вокруг ПМЭФ и задач, которые руководство РФ намеревалось реализовать на форуме.
Сейчас акцент сместился с «чрезвычайно важной речи» непосредственно на того, кто эту речь должен был произнести. То, как страна будет жить в условиях санкций и преддефолтном состоянии, многих теперь заботит куда меньше, чем вероятность того, что человек, все это сотворивший, возможно, уже собрался на концерт Кобзона.
И даже если сообщение о коме правдиво, нужно понимать, что Путину не позволят умереть до тех пор, пока в «шкафу» имеется определенное количество его двойников. Это, во-первых. Во-вторых, также до того момента, пока не выкристаллизуется новый лидер.
А в отношении персоны преемника ясности нет никакой. В свое время на место Путина прочили разных людей: и Дмитрия Медведева, и Сергея Шойгу, и Николая Патрушева, и даже Сергея Нарышкина. Сейчас, якобы, в фаворе идеологический, политический «близнец» Путина – Патрушев, экс-директор ФСБ.
Путин спорадически давал надежду то одному, то другому, а затем неизменно разочаровал. Таким образом он держал «башни Кремля» в тонусе, поощряя кулуарные игры и сохраняя за собой роль арбитра в этих баталиях.
Провал блицкрига против Украины и беспрецедентные санкции стали катализаторами для нового раунда борьбы. Ястребы-военные (Шойгу здесь несколько отстранен: будучи выходцем из МЧС и липовым генералом, особого почтения у подчиненных он не вызывает) – сцепились с ястребами–чекистами (а Патрушев здесь как раз на месте). «Любовный» треугольник замыкают «либералы»-методологи, для которых кризис власти, обусловленный военными поражениями, стал шансом вернуть свое влияние. Чем можно объяснить то, что Сергею Кириенко удалось отобрать у силовиков контроль над оккупированным Донбассом, где он уже десантировал своего ставленника Виталия Хоценко.
Несомненно, слухи о том, что Путин, возможно, уже устал и уходит, лишь усилят борьбу. Даже если на ПМЭФ и появится Путин либо «Путин». Сама по себе ценность слухов о проблемах диктатора со здоровьем для кремлевских элит, склоняющихся к компромиссу с коллективным Западом, в том, что они циркулируют. Они рушат путинский образ стронгмена и намекают на новую веху.
Владислав Гирман / Деловая столица