вівторок, 28 січня 2025 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Поручительство для Мартыненко: Рада была за шаг до кризиса? Альтернативой «массовой поруке» Николая Мартыненко мог стать отказ фракции Народного фронта от голосований

Соломенский райсуд Киева разочаровал многих, отпустив экс-нардепа Николая Мартыненко на поруки 15-ти народных депутатов из фракции «Народный фронт» и аж трех министров, – пишет Юлия Горбань для Укринформа. – «…применить к Николаю Мартыненко меру пресечения в виде личной поруки народных депутатов и министров», – такое решение принял судья Алексей Бобровник. Специализированная антикоррупционная прокуратура просила суд взять Николая Мартыненко под стражу сроком на 60 дней с альтернативой залога в 300 миллионов гривен.

Поручителями по «делу Мартыненко» выступили министры и депутаты из рядов «Народного фронта» (всего 21): министры Лилия Гриневич, Владимир Омелян, Игорь Жданов, заместитель председателя ЦИК Андрей Магера, а также нардепы – Леонид Емец, Георгий Логвинский, Андрей Тетерук, Николай Княжицкий, Максим Поляков, Виктор Еленский, Елена Ледовских, Елена Масорина, Павел Пинзеник, Геннадий Кривошея, Виталий Сташук, Хвича Мепаришвили, Виктор Кривенко, Виталий Корчик, Елена Бойко, Вадим Подберезняк, Федор Бендюженко.

Что и говорить, такая сплоченная реакция народных депутатов и членов правительства, которые стали поручителями, стала неожиданностью – это беспрецедентный случай в украинской судебной практике. Но это еще не все: все было гораздо серьезнее, поскольку речь шла не столько об авторитетных поручителях, сколько о последствиях другого варианта развития событий.

Из собственных источников нам стали известны некоторые детали – как депутаты стали поручителями в суде по «делу Мартыненко». В офисе партии Народный фронт проходило совещание по другому поводу, когда на нее пришел представитель Мартыненко и попросил однопартийцев экс-нардепа поручиться в суде по его делу. Также было известно, что Мартыненко при любых условиях отказался бы дать задаток из принципиальных соображений, поскольку не считает себя виновным.

Есть слухи и о том, что альтернативой взятия на поруки мог стать худший вариант – чтобы Народный фронт пошел на демарш в Верховной Раде и перестал голосовать. Поскольку фракция НФ обычно голосует очень организованно, это могло бы привести к невозможности принятия коалицией любого решения в парламенте, а, следовательно – к постановке вопроса о перевыборах.

Видимо, было учтено и то, что когда осенью 2015 года против Мартыненко были предъявлены первые обвинения, он добровольно сложил депутатские полномочия, дав следователям возможность без помех выполнять свою работу. Скорее всего, опираясь на все вышеупомянутое, присутствующие на собрании и решили, что поручительство – это лучший выход из ситуации.

Укринформ также заинтересовался тем, что же это такое – взятие на поруки и какую ответственность понесут поручители в случае, к примеру, побега подозреваемого за границу? С этим вопросом мы обратились к известному юристу Валентине Теличенко, которая вела дело Георгия Гонгадзе, представляла интересы Юлии Тимошенко, Юрия Луценко, Надежды Савченко в Европейском суде по правам человека и др.

Валентина Теличенко

Теличенко: «Поручительство – это обещание людей, которые его дают, что они своим нравственным влиянием гарантируют, что подозреваемый никуда не убежит, не будет избегать уголовной ответственности. Если лицо, которого взяли на поруки, убегает или как-то иначе препятствует уголовному процессу, то предусмотрен максимальный штраф для поручителя – 50 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (на апрель 2017 это 1600 гривен, а с 1 мая – 1684 гривны) Фактически поручителям больше ничего не грозит в правовой плоскости».

«Но у Николая Мартыненко ситуация особая, потому что в его поручителях – «Народный фронт», – продолжает Валентина Теличенко. – Если Мартыненко вдруг окажется за границей, недоступный для украинского правосудия, то его поручители будут платить, прежде всего, политическую цену. На следующих выборах им припомнят то, что они помогли Мартыненко избежать ответственности».

Также Валентина Теличенко считает, что такие обстоятельства вокруг «дела Мартыненко» протестируют эффективность украинского правосудия: «Вследствие того, что Мартыненко остался на поруках в Украине, мы получили прекрасную возможность наблюдать за тем, как работает правосудие в нашей стране, как сработает НАБУ и увидим результаты их работы. Хотя из того, что мне известно о публичном подозрении, которое вручили Мартыненко, я бы очень осторожно что-то прогнозировала, поскольку, по моему мнению, подозрение обосновано очень плохо».

Наконец, Теличенко добавила, что она не может припомнить таких случаев, чтобы человек, которого брали на поруки, убегал за пределы страны, а решение о мере пресечения Николаю Мартыненко, по ее мнению, вполне законное.

Итак, если вдруг Николай Мартыненко, к примеру, сбежит за границу, то каждый из его поручителей заплатит по 80 тысяч гривен, а общая сумма штрафа со всех поручителей составит 1 миллион 680 тысяч гривен. По сравнению с 300 миллионами гривен – капля в колодце. Но Николай Мартыненко, по крайней мере, не разыгрывал спектакль о немощном, как недавно это делал Роман Насиров, чем несколько поднял реноме украинского политического класса в глазах тех, кто за ним наблюдает.

Конечно, выход Николая Мартыненко из СИЗО на поруки разочаровал тех, кто считает людей виновными уже по факту принадлежности к определенной прослойке, и является сторонником расправы быстрой и бескомпромиссной.

Впрочем, посмотрим, что будет дальше…



Поділіться цим