Как известно, президент Зеленский выступил с инициативой разработки закона о статусе олигархов, чтобы ограничить их влияние на все сферы жизни. Власти если сами и понимают, то обществу не очень объясняют, как все это будет происходить. Было заявлено, например, что новый закон будет базироваться на антитрастовском законодательстве США, которое регулирует пределы монополизации отдельными субъектами хозяйствования в тех или иных сферах экономики.
То есть власть намекает, что планирует по-новому бороться с монополиями (по-новому, потому что у нас и так уже есть АМКУ), а одним из критериев, по которым будут определять, является олигархом определенное лицо или нет, предлагается считать, в частности, обладание монопольным положением на том или ином рынке.
Попробуем прикинуть, что власть может попытаться отжать в пользу государства у тех, кого может назвать олигархами, учитывая их основные активы и антитрастовское законодательство, которое могут взять за основу.
Ахметов
Рината Ахметова называют «главным олигархом Украины», и можем предположить, что вполне заслуженно. Его фамилия фактически стала синонимом этого определения в нашей стране, ведь его империя состоит из целых секторов экономики. Итак, если начать превращать Ахметова в обычного бизнесмена, придется экспроприировать у него немало активов.
Так, под контролем олигарха находится львиная доля украинской добычи угля, что позволяет его корпорации диктовать украинским ТЭЦ условия, на которых они покупают уголь для генерирования тепла и света. Показательной является ситуация нынешней зимой, когда поставщик просто придержал очередную партию угля, а страна оказалась на грани кризиса энергопроизводства, когда риск «блэкаута» стал вполне реальным.
Корпорация Ахметова также производит четверть всего электричества в Украине. И даже если эта доля не дотягивает до 35%, которую можно считать монопольной, она все же является ключевой составляющей, которая позволяет диктовать условия рынку и государству.
Под контролем Ахметова находится и значительная часть украинских электросетей. Так, например, подразделение ДТЭК «Киевские электросети» обслуживает в Киеве более 1,2 миллиона клиентов. А это – почти все жители и предприятия столицы. В списке также Киевский, Одесский, Донецкий, Днепровский регионы. Контролирует Ахметов также и львиную долю высоковольтных сетей, осуществляющих поставки электричества на промышленные предприятия Востока Украины.
Кроме перечисленного, Ахметов имеет контроль над значительной частью украинского металлопроизводства, лакомые участки добычи газа, а также мощный медийный холдинг, состоящий из нескольких телеканалов и других медиаресурсов.
Коломойский
Бывший владелец «ПриватБанка» Игорь Коломойский, когда владел этим учреждением, мог называться монополистом, ведь «Приват» обеспечивал более половины рынка безналичных платежей пользователей. Впрочем, даже после национализации банка у Коломойского осталось немало активов, которые позволяют оценивать его в качестве олигарха.
Большие интересы Игоря Валерьевича сосредоточены в нефтегазовой сфере. В его орбите находится крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс – Кременчугский НПЗ. Вместе с заводом в империю Коломойского входит и мощная сеть заправок, которая реализует нефтепродукты кременчугского производства.
Есть доля Коломойского и в государственной «Укрнафте», что позволяет ему бесперебойно загружать мощности своих предприятий нефтью по хорошей цене.
Есть что отжать у Коломойского и в сфере добычи полезных ископаемых и металлургического производства. Сюда входят предприятия по добыче нефти и газа, горно-обогатительные комбинаты, а также производство ферросплавов.
Как и положено олигарху, Коломойский владеет мощными медийными активами. Флагманом медиа-холдинга является «1+1».
Пинчук
Виктор Пинчук сохраняет за собой вторую после Ахметова позицию в рейтинге самых богатых украинцев. Во многом своим успехам он, видимо, обязан родственным связям с бывшим президентом Леонидом Кучмой, во времена президентства которого Пинчук собрал под собой большие экономические активы.
Базовой составляющей бизнеса Пинчука является производство металлических труб, сконцентрированное на нескольких предприятиях в Днепропетровской и других областях. Также в последнее десятилетие Пинчук сконцентрировался на развитии газодобывающего направления и получил под свой контроль крупные месторождения.
Медиа-империя Пинчука является одной из самых мощных в Украине. В ее состав входят несколько популярных телевизионных каналов (СТБ, Новый, ICTV, M1, M2), издательств и радиостанций.
Жеваго
Основным деловым активом Константина Жеваго является металлургическая компания Ferrexpo, которая владеет Полтавским горно-обогатительным комбинатом. Но кроме этого мощного предприятия, с Жеваго связывают и несколько десятков других. В их числе АвтоКрАЗ, Стахановский вагоностроительный завод, «Галичфарм» и другие.
Косюк
Еще несколько лет назад аграрный олигарх Юрий Косюк мог похвастаться долей в 52% на украинском рынке курятины. Его «Мироновский хлебопродукт», впрочем, имеет интересы во многих сферах. Вообще бизнес-интересы Косюка иногда называют «пищевой цепью», ведь они включают все этапы производства продуктов питания: от производства сырья до глубокой переработки и развития собственных брендов продукции с созданием своих сетей реализации.
Фирташ
Империя Дмитрия Фирташа вполне тянет на звание одной из крупнейших монополий. Ее основой является азотное, титановое и газовое направления. Холдинг Ostchem, который входит в Group DF, сосредоточил Черкасский «Азот», «Ривнеазот», Северодонецкое объединение «Азот». В сферу контроля также входит сумской «Химпром». Кроме того, в холдинг входит эстонская компания Nitrofert. Холдинг занимает третье место в мире по объему производства нитратов, четвертое – аммиака и двенадцатое – карбамида.
Титановый бизнес Фирташа включает в себя «Крымский титан» и «Крымсоду», находящиеся во временно оккупированном Крыму и сейчас работающие по российскому законодательству.
В группу также входят Мотроновский и Междуреченский горно-обогатительные комбинаты, а также «Валки-Ильменит», добывающие и обогащающие титаносодержащих руды. Group DF контролирует также 49% Запорожского титано-магниевого комбината.
Под влиянием Фирташа находится также сеть так называемых облгазов. По данным СМИ, группа контролирует около 70% газораспределительных компаний страны.
Медведчук
Опальный украинский олигарх и кум российского президента Виктор Медведчук через свою жену владеет нефтяным бизнесом. По данным СМИ, Медведчук в своей декларации, показал, что у Оксаны Марченко появились еще две компании на России, связанные с нефтяным бизнесом. Речь идет о ООО «Югтранс-НЗНП» (компания-перевозчик) и ООО «НЗНП Инжиниринг». По некоторым данным через семью проходит практически весь российский дизель, направляемой крупным потребителям типа «Укрзализныци», а также который продается через сеть заправочных станций, которая опосредованно принадлежит Медведчуку.
Магистральный нефтепродуктопровод «Самара-Западное направление», который журналисты прозвали «Труба Медведчука», скоро может вернуться в собственность государства. Три телеканала власти закрыли.
Так скоро и с олигархов выключат…
Новинский
Вадим Новинский, бывший российский гражданин, большой поклонник русского православия, является младшим партнером Рината Ахметова в нескольких бизнесах – в частности, в Метинвесте.
Новинский имеет собственность в нескольких судостроительных и машиностроительных заводах, контролирует месторождения железных руд. Имеет интересы в банковском и девелоперском бизнесах и ритейле.
Левочкин
Сергей Левочкин, бывший глава Администрации президента Виктора Януковича получил место в «списке 13-ти», вероятно, за контроль над одним из самых дорогих украинских медиаактивов – группой «Интер» (Inter Media Group Limited).
Бахматюк
Активы Олега Бахматюка сосредоточены в аграрном секторе. Его компании контролируют значительный банк сельскохозяйственной земли и занимаются производством и переработкой мяса, яиц и других продуктов питания.
Супруги Гереги
Александр и Галина Гереги имеют в собственности один из самых узнаваемых торговых брендов «Эпицентр». Это сеть хозяйственных супермаркетов, которая получила под контроль существенную, практически монопольную, долю рынка строительных и сопутствующих материалов.
Однако бизнес Герег не ограничивается только торговлей. Они, в частности, имеют аграрную компанию, которая занимается выращиванием, хранением и переработкой. Самый большой банк земли у них – в Хмельницкой и других областях.
Почему в идею раскулачивания мало верится
Очень часто попытки переноса американского опыта на украинскую территорию заканчиваются каргокультом и еще более быстрым распространением коррупционных метастаз. В нынешнем случае такой вывод можно сделать потому, что вместо того, чтобы объявить четкие критерии определения олигархов, которые будут подпадать под действие закона об олигархах, власть занялась объявлением количества этих олигархов. И не стала комментировать перечень из 13 фамилий, который начали тиражировать в СМИ. То есть такое впечатление, что бороться собираются не с системой, а с ее конкретными представителями. Как это было, например, со списком подсанкционных контрабандистов.
В общем пока очень сомнительно, что власть объявит вышеназванные бизнесы вышеназванных лиц монополиями и начнет отжимать их в пользу государства. На Банковой не могут не осознавать, что это «раскулачивание» перестанет положительно влиять на рейтинги ровно в тот момент, когда обиженные олигархи скажут «фас» своим юристам, журналистам, активистам, и начнутся судебные иски, митинги и кампании в СМИ. А если власть и после этого не отстанет, то перебои со, скажем, поставкой топлива, или электричества.
Антон Коломойцев / Depo.ua