В начале мая в зоне ООС возможны провокации. Это связано с тем, что боевики будут «отмечать» майские праздники, а также с попытками Кремля продавить свои условия на видеоконференции глав МИД Украины, Франции, Германии и России 30 апреля. Однако до осени не стоит ждать сколько-нибудь серьезных изменений на фронте. Такое мнение высказал в комментарии Апострофу военный обозреватель Михаил Жирохов.
Главное управление разведки Минобороны вскрыло планы боевиков по организации майских провокаций. Сообщается об активизации обстрелов позиций подразделений Объединенных сил на Авдеевском, Кураховском, Попаснянском и Новоайдарском направлениях. При этом используются запрещенные Минскими соглашениями артиллерийские системы и минометы. По мнению разведки, тем самым противник отвлекает внимание от тех направлений, на которых действительно возможны провокации во время майских праздников.
Это свидетельствует о том, что в ближайшие дни следует ждать обострения. Ведь каждый год боевики хотят «отметить» 1-9 мая. К тому же, скоро произойдет еще одно событие – на 30 апреля запланирована видеовстреча министров иностранных дел Украины, Франции, Германии и России. Но там могут быть приняты решения только по трем новым точкам разведения. Поэтому обострения можно ожидать еще и потому, что российская сторона хотела бы принудить Украину к дальнейшим уступкам. Тем более, что у нас только прошла ротация подразделений – она происходит раз в семь месяцев – и пока новые подразделения освоятся на новом месте, они имеют ограниченную боеспособность.
Сейчас информации с линии фронта практически нет. Представителей ОБСЕ не пускают на территорию, не подконтрольную Украине. Верить официальным источникам тоже не приходится, потому что несколько раз командование ООС было не всегда объективным. И если потери среди личного состава скрыть невозможно – фамилии бойцов появляются в информационном поле быстрее, чем о смертях узнают родные – то количество обстрелов с «той стороны» приуменьшали, действуя в рамках «политической целесообразности».
Однако реальное обострение на Донбассе возможно ближе к осени, когда начнет ощущаться реальное падение цен на нефть и каждый россиянин почувствует его на своем кармане. Сейчас Кремль еще способен содержать территории, выплачивать социалку. Но к сентябрю, когда начнется падение уровня доходов, а людей в промышленных секторах экономики будут выгонять на улицу, тогда и появится смысл в «маленькой победоносной войне». Поэтому пока «холодильник» в России не победит «телевизор», серьезных движений на донбасском направлении ждать не приходится.