Последнюю неделю российские телеграм-каналы (провластные и анонимные) усиленно раскручивают версию о том, что Александр Лукашенко болен — то ли COVID-19, то ли диабетом, то ли еще чем. Правда, в отличие от прежних подобных ситуаций, на этот раз Лукашенко не пропадал с телеэкранов — наоборот, на следующий же день после сообщения «Незыгаря» вызвал к себе министра здравоохранения. Однако тонкий троллинг недоброжелателей со стороны белорусского президента остался почти незамеченным.
Выборы на фоне эпидемии
Эти же российские каналы (при поддержке пророссийских белорусских) еще недавно старательно раскручивали версию о том, что без нефти из РФ по особым «союзным» ценам белорусская экономика очень быстро рухнет. Но вместо этого рухнули мировые цены на нефть, так что «голосам» пришлось переключиться на тему «Лукашенко не знает что делать».
Благо, белорусская власть сама дает поводы. Неожиданно был отменен «Большой разговор с президентом» — публичное мероприятие с представителями общественности, СМИ и экспертами, которое планировалось на 12 марта. Теперь его перенесли на неопределенный срок. Начальник Беларуси — большой любитель поговорить перед публикой, так что в прошлом году «встреча с президентом» длилась более семи часов, на ней присутствовало свыше 200 участников, но вопросы успели задать менее тридцати.
Пресс-служба президента объяснила это «наслоением важнейших политических мероприятий в графике президента: обращение с ежегодным посланием к народу и Национальному собранию, зарубежный визит и серия поездок по стране, ряд интервью».
Между тем, для тех, кто в Беларуси следит за политикой, совсем не секрет, что сейчас решается дальнейшая судьба бессменного белорусского лидера. Для Лукашенко 2020-й — это год очередных президентских выборов. Однако вопрос о том, пойдет ли он на очередной — шестой по счету — президентский срок, остается открытым. То есть сам-то Лукашенко еще в прошлом году анонсировал: конечно, пойдет. Даже дату выборов ЦИК назвал: 30 августа, как раз на день рождения «бацьки». Но тогда все складывалось иначе и с нефтью, и с интеграцией, и с перспективами.
Однако после того, как к началу года Минску не удалось договориться с Москвой по ключевым экономическим вопросам (прежде всего — по поставкам нефти), стало очевидно: Лукашенко вступает в президентские выборы в условиях обвала белорусского рубля и масштабного экономического кризиса. Ситуация еще и усугубилась из-за падения рубля российского — ведь большинство белорусских предприятий работает на российский рынок, то есть продает свою продукцию за российскую же валюту.
Такое уже было в декабре 2014-го: упал российский рубль — и в Беларуси тут же рухнул рубль белорусский. И сегодня атрибут минского городского пейзажа — очереди у обменников: люди скупают доллары и евро. До 30 августа остается не так много времени, особенно если учесть, что впервые в год своих (пере)выборов белорусский президент не сможет обеспечить подведомственному народу рост зарплат и пенсий — традиционного спутника белорусских электоральных компаний. Причем ситуация такова, что даже печатание денег не сильно поможет, зато гарантированно обвалит экономику.
Не совсем конспирология
Как результат, сейчас белорусский политический бомонд обсуждает две на первый взгляд конспирологические версии дальнейшего развития событий. «На первый взгляд» — потому что обе они имеют под собой достаточные основания.
Согласно первой версии, президентские выборы будут проведены намного раньше обозначенного срока, пока у экономики Беларуси еще есть резервы, позволяющие власти не предпринимать слишком непопулярных мер. Эти меры, соответственно, последуют уже после выборов — как было в 2011 г., когда за президентским «триумфом» 2010-го последовала обвальная девальвация.
О том, что Лукашенко поручил рассмотреть возможность провести президентские выборы пораньше, еще 7 марта сообщил телеграм-канал «БелоРусский диалог». Это канал совершенно промосковский, но его ведет известный белорусский политолог, замдекана Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев. Это тот самый политолог, которого много лет назад Лукашенко лично предписал вылать из страны.
«Александр Григорьевич выразил желание провести президентские выборы 21 июня! Об этом он планирует сообщить уже на следующей неделе», — говорится в сообщении инсайдеров канала, ссылающихся на собственные источники.
Был бы фейк, но вот вскоре после этого информация о возможном переносе президентских выборов на более ранний срок начала поступать из разных источников. Школам (традиционное место размещения избирательных участков) власти рекомендовали провести выпускные вечера 10-11 июня — раньше обычного. В качестве возможных дат выборов разные источники называют 21 июня (но тогда подведение итогов в день начала войны, что не очень хорошо), 28 июня (оптимальная дата), 5 июля (не очень хорошо: длинные выходные, народ разъедется по дачам). В любом случае, если дата будет перенесена, до конца марта белорусский парламент должен будет собраться на внеочередное заседание для назначения выборов.
Правда, в этом нет ничего сенсационного: Лукашенко не в первый раз двигает выборы как хочет. Куда интереснее вторая версия: в избирательном бюллетене может вовсе не быть фамилии Лукашенко. Преемником, которого публично поддержит «бацька», станет председатель Совета Республики (то есть спикер верхней палаты белорусского парламента) Наталья Кочанова. Которая еще не так давно возглавляла Администрацию президента Беларуси.
«Да, есть такая версия, все более популярная в последнее время: сам Лукашенко не пойдет на выборы, а в качестве преемника будет продвигать Наталью Кочанову, опытную чиновницу, умеющую мирно разруливать даже самые острые вопросы, — сказал «ДС» белорусский политолог Антон Платов. — А потом, когда и Москва успокоится, и кризисы пройдут, Лукашенко вернется к власти. Такой вот белорусский вариант рокировки «Путин — Медведев». Но это то что планирует (возможно) сам Лукашенко. И далеко не факт, что именно так и получится».
Для начальника Беларуси совсем не характерно двигать кого-то себе на смену. Скорее, наоборот: чиновник моментально лишается своего поста, как только хоть кто-то в СМИ упомянет его как возможного кандидата в президенты. Но Лукашенко уже несколько раз артикулировал логическую связку: «Качанова — президент».
Самый яркий эпизод был 14 февраля. Тогда, посещая завод железобетонных изделий в Светлогорске, Лукашенко в своем выступлении так сказал о белорусско-российском союзе: «Никакого вхождения Беларуси в Россию быть не может. Но я пошутил (в каждой шутке есть доля шутки): единое государство возможно — если Россия вступит в состав Беларуси, если белорусский президент станет президентом этого объединенного государства. Не обязательно Лукашенко, лучше всего — Наталья Ивановна Кочанова, первая женщина, но надежная будет. Почему мы можем туда вступить, а они нет? И если бы россиянам мы эту альтернативу предложили, они бы могли и не отказаться».
Наталья Кочанова лишь два месяца как по рангу является вторым высшим должностным лицом Беларуси. Буквально за пару лет Лукашенко продвинул Качанову с должности мэра небольшого Новополоцка до председателя Совета Республики. А теперь уже несколько раз намекнул на ее возможное президентство. Более того, 5 марта белорусский истеблишмент заговорил о том, что настоящая цель неожиданного визита спикера верхней палаты российской Госдумы Валентины Матвиенко в Минск — «оценить» Наталью Кочанову, именно как вероятную кандидатуру на роль следующего президента Беларуси. Этакие «смотрины» возможного преемника как компромиссной фигуры, которая устроит и Лукашенко с семьей, и Кремль.
Правда, у непосредственных участников белорусского политикума вызывает сомнение сама идея, что Лукашенко готов отдать власть хоть кому-то, а тем более — женщине.
«Лукашенко — старый патриархальный мужичок, для него женщины — это исключительно обслуживающий персонал: озвучивать нужные цифры «элегантной победы» на выборах, носить арбузы, выполнять распоряжения. Нереально, чтобы он согласился на роль женщины в качестве первого лица в государстве, — сказала «ДС» белорусский политик, лидер гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — Беларусью управляют силовые структуры, а это мужские структуры, женщинам там отведена четкая роль обслуживающего персонала. Кто будет следующим президентом Беларуси — будут решать именно силовики. А они никогда не согласятся на женщину, это просто исключено».
Впрочем, многие в Беларуси считают, что для Лукашенко сейчас было бы удачным ходом погасить растущее недовольство в обществе и одновременно — гнев Москвы, поставив президентом миловидную и дипломатичную женщину. Плюс и в экономике у нее автоматически будет определенный кредит доверия, ожидание «новой политики», каких-то реформ. Другой вопрос — что дальше?
Недавно белорусские власти в очередной раз отказались дать разрешение на проведение пророссийского шествия «Бессмертный полк» на 9 мая — третий год подряд. Торг между Минском и Москвой продолжается, только теперь его предмет — уже не цены на нефть и даже не «дорожные карты» по интеграции двух стран, а дальнейшая политическая судьба Лукашенко.
Тем временем в Минске 16 марта начинается подготовка к параду 9 мая. Белорусские власти, несмотря на вспышку коронавируса в стране, не планируют отменять массовые мероприятия. Скорее, наоборот: Александр Лукашенко всячески подчеркивает, что все в порядке, это за границами бушуют ненастья, а в Беларуси — все по плану. Входит ли в этот план транзит власти от него к его недавней подчиненной, пока сказать сложно. Возможно, он и сам еще не знает.
Денис Лавникевич / Деловая столица