Министр развития экономики Тимофей Милованов представил стратегию привлечения инвестиций на ближайшие пять лет, которая так и называется «Экономическая стратегия: рост через инвестиции».
Милованов описал в цифрах то неприглядное место, в котором украинская экономика находится сегодня. В частности, проигрывает по эффективности своим соседям в несколько раз. Например, если ВВП на одного занятого в 2018 г. в Беларуси составил $35,8 тыс., в Польше и Венгрии — по $60,5 тыс., в Словакии — $66 тыс., то в Украине — всего $19,1 тыс.
При этом украинская экономика имеет явно выраженную сырьевую ориентацию (доля экспорта высокотехнологических товаров и услуг составляет всего лишь 17%), она очень зависит от экспорта (его доля в ВВП составляет 45%) и при этом очень мала: доля Украины в мировом ВВП составляет 0,3%, а наша доля в общемировом экспорте — 0,2%. «Мы маленькие, как пушинка, открыты и очень сильно зависим от ситуации на внешних рынках», — посетовал министр.
Еще один минус — значительный (60%) износ основных фондов, который заметно выше, чем у соседей. Для сравнения: в Словакии этот показатель составляет 35%, в Беларуси — 38%, в Молдове — 42%.
Милованов еще раз озвучил известный рецепт экономического роста — Украине для повышения технологичности своей экономики и сокращения отставания от соседей нужны инвестиции в человеческий капитал и в производство. Его цель — рост за счет привлечения $50 млрд инвестиций в ближайшие пять лет.
Для описания рецепта будущего экономического чуда Милованову хватило 1720 слов, которые изящно уместились на 22 слайдах, представленных журналистам. Однако никаких откровений там не найти — объявленная экономическая стратегия на поверку оказалась сборником прописных истин или же обещаний, которые уже ранее давало нынешнее правительство.
В частности, по словам Милованова, Кабмин надеется на открытие рынка земли: до 1 октября принять соответствующие законы, сделать невозможным рейдерство, создать прозрачную систему электронных аукционов, ввести мониторинг и антимонопольный контроль, а также провести дерегуляцию землеустройства.
Создание рынка земли — действительно важный залог экономического роста, однако сомнительно, что он даст в ближайшие пять лет ту отдачу, на которую рассчитывает министр. Земля станет товаром, это верно, но она останется, по сути, своей средством производства. И совершенно не факт, что это средство производства станет приносить в ближайшее время гораздо большую добавленную стоимость, чем сейчас. Например, Украина сегодня — довольно крупный производитель пшеницы, которую с удовольствием закупают турецкие компании, делают из нее муку и продают далее в Европу. Чтобы украинские мукомолы могли занять их место или хотя бы «откусить» часть рынка, нужны миллионные вливания в обновление производства. Открытие или неоткрытие рынка земли на это никак не повлияет.
Хотя рынок земли действительно позволит инвестировать в производство культур с более высокой добавленной стоимостью, например, развивать садоводство. Но эффект от этого не будет мгновенным — сад не вырастет за один год. А кроме того, вырастить продукцию — это полдела, нужно еще отвоевать рынки сбыта у конкурентов и закрепиться на них. Если сегодня европейский фермер с каждого гектара своей земли получает 1 тыс. евро дохода в год, то украинскому фермеру, который зарабатывает на выращивании низкомаржинальных зерна или подсолнечника, для выхода на премиальный европейский рынок и получения сопоставимых доходов еще очень далеко.
Второе, на что делает ставку Милованов — либерализация рынка труда и создание 1 млн новых рабочих мест (за пять лет) за счет принятия нового трудового законодательства и повышения эффективности Государственной службы занятости. Тут, правда, возникает вопрос — зачем обещать создание еще 1 млн рабочих мест, когда в стране дефицит рабочих рук. Давно следовало бы понять, что бороться нужно не за новые рабочие места, а за высокие зарплаты, а этого не достичь в стране с сырьевой экономикой.
Другие инициативы Милованова по привлечению инвестиций выглядят следующим образом: капитальные финансовые вливания в реальный сектор из бюджета; быстрая приватизация 1 тыс. из 3,7 тыс. госпредприятий с предоставлением налоговых каникул на пять лет при условии инвестиций от $10 млн; государственно-частное партнерство и концессии не только портов, аэропортов и вокзалов, но и больниц с университетами; создание 43 индустриальных парков; поддержка малого и среднего бизнеса за счет дешевых кредитов и продвижение экспорта за счет запуска экспортно-кредитного агентства и страхования экспортеров. Ну и анонсированная Владимиром Зеленским в Давосе «инвестиционная няня», какая же презентация без нее.
Однако инвесторам нужна не «няня» и не обещания провести быструю приватизацию, раздать в концессию порты и понастроить индустриальных парков. Как нынешним, так и будущим инвесторам нужна в первую очередь независимая судебная система, которая защитит их вложения. Буквально накануне презентации Миловановым его стратегии посол Германии в Украине Анка Фельдгузен заявила, что заинтересованность Украиной со стороны инвесторов есть, но они ждут, что будет с приснопамятной судебной реформой. А пока суд в Украине будет приостанавливать результаты конкурса по отбору концессионера Херсонского порта, нет смысла обещать новые конкурсы.
Милованов в своей презентации, конечно же, коснулся вопроса судебной реформы. Однако, как он сказал, изменения в этой сфере — это вопрос нескольких лет, и вообще — компетенция министра юстиции. Но с таким подходом, без увязки всех составляющих в единый документ, чего стоят нарисованные на слайдах красивые цифры? Общество просто накормили очередной порцией пиара, собрав до кучи самые яркие выдумки с самыми круглыми цифрами, сгенерированными в недрах Зе-команды за последние месяцы.
Александр Суков / Деловая столица