До 19 января, когда Шестой апелляционный административный суд начнет рассмотрение апелляции Национального банка на решение киевского Окружного админсуда об обжаловании неплатежеспособности ПриватБанка, остался один день дня. До 31 января, когда Большая палата Верховного суда рассмотрит кассационную жалобу НБУ, Минфина и ПриватБанка на решения судов низших инстанций по иску семьи Суркисов об отмене решений Нацбанка относительно признания их связанными с ПриватБанком лицами, тоже осталось немного. На этом фоне параллельно продолжаются еще полдюжины дел, инициированных юристами Игоря Коломойского, и прямо или косвенно связанных с дальнейшей судьбой «Привата».
При этом Кабмин и парламент готовятся к мощной и многоступенчатой защите «Привата». В центре этой защиты, очевидно, находится законопроект №2571, который призван сохранить государственный контроль над банком с помощью далеко более строгих норм регуляции. Хотя этим меры государства не ограничиваются – например, еще несколько недель назад «Приват» был переведен из-под управления Минфина в собственность «государства Украина в лице Кабинета министров».
Все это, на самом деле, выглядит даже немного комично. Для того, чтобы защитить национальные интересы от предприимчивого бизнесмена, государству приходится переподчинять банк, как мошеннику – трижды перепродавать не совсем честно добытую квартиру. А премьер Гончарук вынужден с серьезным лицом раздавать комментарии о том, что лоббируемый Кабмином законопроект №2571 о запрете возврата неплатежеспособных банков их прежним владельцам – это просто новая экономическая политика, и при его согласовании о «Привате» почти не вспоминали. При этом, понимая всю абсурдность ситуации, порожденной совершенно коррумпированной судебной системой, справедливого решения от которой не может добиться уже не только гражданин, но и вся исполнительная власть, шансы на коренные изменения в этой сфере пока все ровно выглядят не очень высокими.
И, несмотря на все эти меры, в среде юристов далеко не все уверены в том, что украинскую исполнительную власть в этом деле ждет блестящая виктория. Проблема в том, что в Кабмине хотят играть в шахматы, а Коломойский может сыграть в наперстки. Непосредственно в судах. Как он это уже неоднократно делал – хоть бы и в том самом суде с красноречивым названием «Окружной», решение которого власть попытается отбить в не менее красноречивом «Шестом апелляционном».
И все это не только комично, но и немного трагично. Потому что от того, насколько успешно будет противодействовать Игорю Валерьевичу действующая власть, зависит не только его маленький гешефт. И не только 5,5 миллиардов долларов гипотетического пока что кредита МВФ, чиновники которого с максимальной откровенностью объяснили, что вкладывать средства в страну, где возможен возврат «Привата» предыдущему владельцу, они не будут. И даже не все другие кредиты, гипотетические поставщики которых будут четко ориентироваться на решение МВФ в этом деле.
От этого решения зависит будущее страны в очень многих его чертах. От него зависит, кто решится вкладывать деньги в Украину. Кто будет выкупать наши государственные облигации, с помощью которых Кабмин научился так ловко сводить концы с концами. Чьи компании будут открывать здесь филиалы, выискивая немногочисленные остатки адекватной и не слишком дорогой рабочей силы. Кто, наконец, выкупит сельскохозяйственные земли после того, как население проголосует на референдуме об их продаже. А от того, чей бизнес придет в Украину, будет зависеть, в чьей геополитической орбите рано или поздно окажется наша страна. Возможно, от этого и попахивает марксизмом. Но сомневаться в реалистичности подобной зависимости пока не приходится.
Тарас Паньо / Depo.ua