Своим прямым контактом с Путиным относительно газовых контрактов Владимир Зеленский фактически дезавуировал предыдущие наработки руководителя «Нафтогаза» Андрея Коболева и отодвинул его от решения стратегических вопросов. Это вызвало нешуточный хайп, а будущие договоренности в Париже стали предметом атаки некоторых заинтересованных групп.
Чувствительности Коболева
Глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев уже успел в радикальном формате отвергнуть предложение «Газпрома» о достижении компромисса в таком формате: Украина отзывает иски к «Газпрому», а Россия подписывает договор о транзите газа по Украине и восстанавливает прямые поставки по ценам ниже тех, которые дают нам европейские посредники. Россияне даже скидку в 25% предлагают.
В первой части отклоненных Коболевым предложений говорится об «обнулении» 22-миллиардных (в долларах) претензий украинской стороны в сторону «Газпрома», которые уже частично удовлетворены Стокгольмским арбитражем.
«Российская сторона предлагает Нафтогазу «обнулить» почти 3 миллиарда долларов по Стокгольмскому решению и отказаться от иска еще на 12 миллиардов. К тому же АМКУ предлагается отказаться от штрафа на сумму около 7 миллиардов долларов. Итого – 22 миллиарда долларов – «понять и простить». Ищу и не нахожу в озвученных в СМИ предложениях встречные шаги России на сопоставимые суммы. Разве так выглядит «обнуление» взаимных претензий?», – написал Коболев в Facebook, поясняя свой отказ россиянам.
Коболев считает позицию, в которой в настоящее время находится Украина – выигрышной. Ведь российская сторона очень боится удовлетворения всех исков Украины в Стокгольме. И такие денежные потери ей будет очень непросто компенсировать. При этом руководитель «Нафтогаза» остерегается покупаться на предложение низкой цены от России, поскольку «ничто не обходится Украине так дорого, как дешевый российский газ». И в угоду своей позиции вскоре «Нафтогаз» направил в Стокгольм еще один иск против России.
Упрямство Коболева в нежелании договариваться с россиянами заключается еще и в том, что руководитель «Нафтогаза» является убежденным адептом схемы запитки Украины американским сжиженным газом, который по морю доставляют в Польшу, регазируют до состояния природного, а затем по газопроводу закачивают в Украину.
СПГ (сжиженный природный газ) является крупным геополитическим проектом США, который они пытаются впарить многим странам Европы, используя свое лобби здесь. Не является исключением и Украина, ведь она является одним из крупнейших рынков на континенте и, что более важно, обеспечивает транзит от Азии и России в Европу. И имеет одни из крупнейших ПХГ.
Стратегической целью также является максимально нивелировать транзитный потенциал Украины, чтобы у Европы было меньше вариантов получения альтернативного газа и она была бы снисходительнее к американскому СПГ. Поэтому украинская газотранспортная система в этой схеме – как кость в горле.
Коболев и его команда в «Нафтогазе» считают, что налаживание поставок через польский терминал в Свиноуйсьце является разнообразием энергетической безопасности. Поддерживает Коболева и американское посольство, которое отметило прибытие первого американского газового груза заголовком «Американскому сжиженному природному газу в Украине быть!»
Доставка первой партии стала выполнением недавних договоренностей между Украиной, Польшей и США. Трехстороннее соглашение предусматривает развитие поставок американского сжиженного природного газа в Польшу и начало таких поставок в Украину, использование украинских подземных газовых хранилищ и обустройство газовой инфраструктуры.
Одновременно польская нефтегазовая компания PGNiG и компания «Энергетические ресурсы Украины» (ЭРУ, близкая к заместителю главы «Нафтогаза Украины» Андрею Фаворову, который, в свою очередь, близок к Коболеву), подписали соглашение о поставках американского природного газа из Польши в Украину. Но улучшение энергобезопасности Украины, вместе с укреплением финансовой стабильности нафтогазовской команды, на России восприняли чуть ли не как объявление третьей мировой войны, ведь такой «финт» является прямой угрозой потери европейских рынков.
Не нравится эта комбинация и европейским лидерам, которых будто бы без их на то воли пересаживают с российской газовой иглы на американскую. Тогда как им бы хотелось иметь альтернативы. Тем более, что СНГ из Штатов стоит дороже, чем российский газ. А Европа, как известно, прежде всего заботится о своем кармане.
Кульбит Зеленского
На России газ – это вопрос уровня президента Путина. И не только для набивания собственных карманов. Газ используется в геополитике как средство принуждения и усмирения таких норовливцев, как Украина. И удержания в своей орбите таких зубров, как Беларусь. Плюс, конечно, возможность иметь равноправное представление на высшем уровне лидеров Евросоюза и влиять на их позицию.
В свою очередь украинский президент, похоже, также решил включиться в вопрос самостоятельно и не оставлять всю тяжесть этого вопроса на хрупких плечах Андрея Владимировича Коболева. Тем более, что формат «Коболев – Путин» явно из серии «галантерейщик и кардинал». И чем дальше, тем это все более очевидно.
По данным источников Depo.ua, уже достаточно продолжительное время Владимир Зеленский «работает с документами» относительно газовых вопросов, пытаясь разобраться во всех нюансах. И вот теперь, кажется, он приобрел необходимые компетенции, и… снова позвонил Путину. В телефонном разговоре с российским президентом речь шла, в частности, о прямых поставках топлива в Украину, транзите и трехсторонних переговорах в формате Украина-Россия-ЕС по газовым вопросам. Этот разговор и короткие резюме, опубликованные дипломатами обеих стран, стали прямым подтверждением информации, что в Париже через две недели, кроме политических аспектов, обсудят, и, скорее всего, подпишут газовое соглашение. О том, какими могут быть эти параметры, приходится судить лишь по опосредованным источникам.
Во-первых, по заявлениям министра энергетики Украины Алексея Оржеля, который объявил, что, в случае подписания нового соглашения о транзите газа с российским «Газпромом», цена газа может стать одной из самых низких в истории. Хоть и не прямо, но слова Оржеля свидетельствуют о возможной скидке при прямых поставках газа, хотя премьер Гончарук и исключает вероятность прямых поставок. Вторым подтверждением реальности сделки стало торпедирование со стороны «Нафтогаза» и пула медийных оповещателей, поддерживающих Коболева и его партнеров, намерений Зеленского реализовать заключение соглашения.
Фактически Зеленский своим вмешательством сломал выстроенную Коболевым схему «диверсификации» и поставил под угрозу американский СПГ-проект. Последний, напомним, имеет полноценное светлое будущее в Европе при условии, что между Европой и Россией не будет газового «междусобойчика», а украинская ГТС перестанет связывать Россию и ЕС и частично или полностью превратится в металлолом. Ведь обходные «потоки» не могут пока в полной мере закрыть потребности в транзите российского и азиатского газа.
Если говорить прямо, то в Париже может сложиться конструкция, которая, с одной стороны, на определенный срок обеспечит стабильность газопоставок, а с другой – станет ударом по бенефициарам проекта СПГ. И роль, которая отведена в этом компромиссе Владимиру Зеленскому, вряд ли будет позитивно воспринята в Украине. Поэтому избежать обвинений в предательстве, раскачке уличных протестов и усилении внутреннего кризиса вряд ли удастся.
Но если рассматривать будущий трехсторонний гешефт прагматично – так удастся увязать в единую конструкцию корыстные интересы и Европы, и России, и Украины. А уже на этой почве взаимозависимостей можно выстраивать компромиссы относительно Донбасса и, хочется верить, даже Крыма, поскольку стороны не будут позволять себе резких неконструктивных движений.
Антон Коломойцев / Depo.ua