Визит Биньямина (Биби) Нетаньяху в Украину немедленно оброс третьестепенными деталями, не имеющими ни малейшего значения. Все вдруг вспомнили, что это первый за 20 лет визит израильского премьера. Заговорили о скандале, учиненном Сарой Нетаньяху в самолете, экипаж которого поприветствовал ее, по ее мнению, недостаточно подобострастно. Стали выяснять, бросила ли она хлеб, который ей традиционно подали в аэропорту при встрече — и вокруг этого эпизода в соцсетях и в СМИ даже пошли нешуточные разборки.
Между тем все перечисленное и многое другое, на чем зациклилась публика и новостные агентства, не имело ни малейшего значения. Израильский премьер прилетает в Украину тогда, когда у него появилась тема для разговора. То, что тема есть, раз прилетел, наверное, неплохо. Хотя тут тоже надо еще посмотреть, что это за тема и кто получит от нее наибольшие выгоды.
Отвратительный характер Сары Нетаньяху известен по всему миру, но это, в конце концов, проблема ее мужа и отчасти шефа протокола. Пилоты, к примеру, были отделены от пассажирского салона бронированной дверью, так как Сара — наверняка не первый пассажир со скверным характером, с которым им довелось столкнуться, и, вообще, авиаперевозчики давно накопили на этот счет некоторый опыт.
Ну, а история с хлебом говорит только о том, что с обычаями из восьмого, примерно, века, и хорошо еще, если из нашей эры, давно пора заканчивать. Это даже не прикольно нисколько, как могла бы быть прикольной, к примеру, гроздь бананов и солонка (?) с кокаином, подаваемая где-нибудь в Колумбии. Это просто скучно и негигиенично, тем более с учетом пищевых запретов иудеев. Остается только порадоваться, что украинская традиция предполагает вручение гостям хлеба и соли, а не, скажем, хлеба и сала. В этом случае все могло бы обернуться куда большим скандалом.
Главных же вопросов к визиту Нетаньяху всего два: 1) зачем прилетал, 2) что хорошего нам в ответ привез.
Первый вопрос понятен, что называется, до нуля. Едва выскочив из досрочных апрельских выборов в Кнессет, и не сумев сформировать по их результатам правящую коалицию, Нетаньяху уже влетает в следующие, вторые подряд, досрочные выборы — сентябрьские. Ему очень важно улучшить на них результат «Ликуда», но особыми успехами похвастаться Нетаньяху не может, к тому же за ним и за его женой тянется хвост коррупционных скандалов. Электоральный ресурс «Ликуда» сегодня вычерпан досуха, и Биби нужно найти способ подтащить к себе кого-то еще, а с учетом израильских раскладов такой способ есть только один: ставка на ватно-совковый электорат, которого в Израиле выше крыши, и который традиционно голосует за Авигдора Либермана и «Наш дом — Израиль».
Конечно, «Ликуд» и НДИ вроде бы союзники… ну, наверное. Но это уже потом, после выборов, а пока было бы неплохо сделать долю Либермана в будущем Кнессете поменьше, а свою — побольше. И вот по Тель-Авиву развешиваются гигантские баннеры, на которых Нетаньяху пожимает руку Путину. Есть также варианты с Трампом и с индийским премьером Нарендрой Моди.
Понятно, что не все можно совместить под одной партийной крышей и какие-то голоса Нетаньяху на обнимашках с Путиным потеряет — но, по его расчетам, приобретения должны перекрыть потери. А зная, что среди русскоязычных ватопоклонников Путина много пенсионеров, Нетаньяху включил в свою программу и пункт об увеличении пенсий, хотя и не столь решительно, как это сделал Либерман.
Нетаньяху нужно удержаться на премьерстве не только потому, что это сулит ему приятные моменты в жизни, но и из чистого самосохранения. За ним и за его супругой накопилось слишком много коррупционных грешков, так что пара вынуждена просто нестись вперед, оседлав электорального тигра и крепко держа его за уши. Проигрыш для них смерти подобен. Ради выборов сын Нетаньяху Яир даже написал по-русски твит с призывом к выходцам из Советского Союза переходить из НДИ в «Ликуд».
В общем, Нетаньяху очень нужны успехи и победы, в том числе и во внешней политике, которые он мог бы предъявить избирателям.
А вот с пунктом вторым, с тем, что привез нам Нетаньяху, дело обстоит намного сложнее. Кроме многочисленных меморандумов о взаимопонимании, сотрудничестве и содействии, а также договоренности расширить зону свободной торговли на сферу услуг — небесспорное, к слову, решение для Украины, ничего подписано не было. Понятно, что не все попадает в новостные сводки и какие-то переговоры велись без сообщений в прессу, но результат все равно выглядит до неприличия скромным.
Можно также предположить, что Биби агитировал Зеленского предоставить ему имеющийся в Украине компромат против сына Байдена к выборам 2020 г. в США и продвигал себя на роль посредника в переговорах с Трампом и с Путиным, рассчитывая в обоих случаях получить некоторые политические очки.
Каких успехов он достиг на этих направлениях, сказать сейчас сложно. Но то, что среди результатов своей поездки Нетаньяху не назвал договоренность о признании Голодомора геноцидом украинцев, говорит, что он успешно соскочил с этой темы и не намерен дразнить перед выборами ни Москву, ни ватную часть своего электората.
И наконец, приятная для Биби мелочь к сентябрьским выборам: Зеленский пообещал израильскому премьеру продвигать в Раде ратификацию договора о выплате пенсий израильтянам — выходцам из Украины. Это уже смело можно показывать избирателям перед выборами.
Еще одно обещание, данное Зеленским — об открытии представительства Украины в Иерусалиме. Еще не посольство, но уже что-то. Хотя и не понятно, во-первых, с каким это «что-то» будет статусом, а во-вторых, как это отразится на наших связях с арабскими государствами — включая, помимо всего прочего, и экспорт сельхозпродукции.
В ответ Нетаньяху пообещал решить вопрос о немотивированном отказе украинцам на въезд в Израиль. Однако вопрос этот, кажется, уже был решен подписанием 12 июля декларации между МВД Украины и Израиля? Беда только в том, что декларация эта не работает и нет никаких оснований полагать, что устное обещание Нетаньяху «порешать проблему» что-то в ней изменит. О пренебрежительном отношении к украинцам в Израиле уже ходят легенды.
Словом, многоопытный Нетаньяху реализовал потенциал поездки в Киев по полной программе, но для себя. Его визит увенчался успехом. Украина же при этом не то, чтобы вчистую проиграла, но, во всяком случае, ничего зримого не выиграла.
Сергей Ильченко / Деловая столица