четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Укрнафта» и посадка Гонтаревой: Почему Коломойский спешит отсудить ПриватБанк Почему решение суда по ПриватБанку прозвучало именно 18 апреля, за несколько дней до выборов? Этому может быть два объяснения

Окружной админсуд Киева признал незаконными решения, повлекшие национализацию Приватбака, принадлежащего до конца 2016 г. группе «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

Не секрет, что украинская Фемида чутко следит за политической ситуацией в стране. Поэтому было ожидаемым признание «безосновательной» национализации ПриватБанка, в частности, в связи с «недоказанностью… наличия определенных законом оснований для отнесения ПАО «КБ «ПриватБанк» к категории неплатежеспособных» и нарушениями процедуры процесса перехода в госсобственность, «порядок которого регламентирован на законодательном уровне».

Удивительно другое – почему все это произошло именно 18 апреля, еще за несколько дней до выборов? Тому может быть два объяснения.

Предвыборное влияние

Во-первых, в случае избрания президентом Владимира Зеленского, которого связывают с Коломойским, новому гаранту будет куда удобнее парировать вопросы и обвинения о подыгрывании олигарху. Именно потому, что он гарант: как суд еще при президентстве Петра Порошенко постановил – так и должно быть, ну, или судьбу банка должны решать апелляционные инстанции – они ведь независимая ветвь власти. Чутко следящая за ситуацией… Но это для широкой публики.

А для узких кругов такое судебное решение – четкий сигнал о том, что адвокат Коломойского Андрей Богдан уже куда влиятельнее, чем все юристы Администрации президента. Как тут не вспомнить, что Богдан, которого называют неформальным куратором штаба Зеленского, якобы уже побывал в Конституционном суде, где мог пообщаться относительно закона о люстрации, под который он подпадает.

С другой стороны, паника среди населения, которая вспыхивает на таких новостях о крупнейшем банке страны, может сыграть и против Зеленского, если люди будут связывать стабильность финучреждения, где их деньги лежат, с Порошенко.

Что делать? Расплата нефтью

Но вспомним о самом Коломойском. Недавно он сообщил, что претендует на денежную компенсацию, а не сам банк. «Мне не нужен ПриватБанк. Но там лежало $2 млрд капитала. Пусть вернут, и нет вопросов», – заявил олигарх в интервью «Экономической правде» 8 апреля. Так что вернется ли национализированный банк «Привату» после всех судов (наверняка будут апелляция), еще не риторический. В отличие от вопроса о компенсации Коломойскому.

И здесь следует обратить внимание на другую заваруху вокруг его крупного актива. Речь идет об «Укрнафте», где у государства контрольный пакет, но свыше 40% у «Привата». Как известно, в 2015 г. подконтрольный группе менеджмент отстранили от руководства компанией, однако этой весной она снова поплыла в руки людей, связанных с Коломойским. В частности, на собрании акционеров «Укрнафты» досрочно (с 30 апреля 2019 г.) прекратили полномочия главы правления Марка Роллинса и избрали временно исполняющим его обязанности Олега Геза, которого относят к сфере влияния Игоря Валерьевича. Так вот, после смены власти государство может расплатиться с Коломойским, не трогая ПриватБанк. Достаточно разделить «Укрнафту» на две компании – по газовому и нефтяному направлению. Тем более что о таком разделении речь идет давно. Последнее может стоить ровно столько, чтобы портфель акций, которыми в ней владеет государство, оценивался примерно в $2 млрд. Вот его и передадут группе «Приват», которая, по сути, и станет полным владельцем этой новосозданной компании. Это как минимум, а в худшем случае Коломойскому могут отдать и газовую структуру, вычлененную из «Укрнафты».

В результате и олигарх будет доволен, и власть сможет заверять, что в карманы вкладчиков ПриватБанка, пенсионеров, бюджетников и прочих «маленьких украинцев» никто не залез.

Кто виноват? Сидеть за границей

Однако убытки для государства очевидны. И в случае окончательного признания незаконной национализации ПриватБанка за них должно будет понести ответственность в первую очередь бывшее руководство Национального банка Украины. Почему? В основе национализации в декабре 2016 г. лежало решение регулятора о признании ПриватБанка неплатежеспособным. Сразу же за ним Совет национальной безопасности и обороны принял решение о необходимости взять финучреждение в госсобственность, и лишь затем правительство вошло в капитал банка, став владельцем 100% акций.

Кстати, активное участие в этом процессе принимал нынешний советник Зеленского Александр Данилюк, который в то время был министром финансов. Сейчас он стоит на своем: решение о национализации банка было правильным, но «согласно с информацией, по которой правительство принимало решение о приватизации». И это ключевое – прозрачный намек на то, что все ниточки тянутся к НБУ и признанию финучреждения неплатежеспособным. Добавим, что в конце концов национализация Приватбанка стоила государству свыше 150 млрд грн (большинство их которых, правда, были внесены в капитал банка в виде гособлигаций) – именно столько, как утверждают в НБУ, потребовалось, чтобы довести капитал финучреждения до необходимого уровня. Хотя бывшие собственники отмечают, что он мог выполнять свои обязательства.

В комментарии «ДС» управляющий партнер АО «Чудовский и Партнеры» Игорь Чудовский отметил, что при отмене решения правления НБУ о признании ПриватБанка неплатежеспособным у ГПУ «возникают основания для уголовного преследования руководства НБУ, а именно Валерии Гонтаревой».

«Потому что из-за этого, хоть и коллективного, решения был нанесен ущерб государству в виде 150 млрд грн. Доказать же вину Гонтаревой как раз будет сложно именно из-за того же коллективного решения, которое, скорее всего, обосновывается выводами финансовых аудитов и экспертиз. Но при расследовании уголовного дела и установлении умысла на завладение должностными лицами НБУ не только средств от докапитализации, но и в завладении и имуществом банка – статья 206-2 УК Украины, возникают основания для признания акционеров «Привата» потерпевшими и возвращения банка в частную собственность», – пояснил юрист.

Он считает, что соответствующее решение суда становится «установленным юридическим фактом нарушения руководства НБУ при последующей процедуре перехода банка под контроль государства». Одним словом, Гонтаревой, которая, по некоторым данным, сейчас пребывает в Лондоне, лучше не возвращаться на родину, потому что, если Зеленский победит, то ему и Коломойскому нужна будет первая жертва из ближайшего окружения Порошенко. И именно Гонтарева как нельзя лучше подходит на эту роль – именно с нее можно начать раскручивать клубок «посадок», который должен привести к Порошенко. Это очень важно как для мстительного Коломойского, так и для «слуги народа» Зеленского, хотя и по разным причинам – Коломойский тем самым покажет всем, кто в стране хозяин, а Зеленский выполнит свое обещание наказать коррупционеров. Так чтобы всем было понятно: «друзьям все, врагам – закон».


Алекса Швец / Деловая столица
Поділіться цим