Глава СБУ Василий Грицак сообщил о том, что его службе удалось раскрыть планы провокаций против религиозных организаций Украины. СБУ огласила весь список потенциальных целей – их около 20. По словам главы СБУ, «на фоне Томоса» ФСБ разработала план провокаций, направленных на расшатывание религиозной ситуации в Украине. Планы провокаторов координировались из отделения ФСБ в Ростове-на-Дону, в работе принимали участие люди, связанные с «МГБ ДНР», причем один из них – бывший сотрудник СБУ.
Все это всплыло, когда были задержаны поджигатели церквей УПЦ МП в Запорожье – двое исполнителей и заказчик.
Впрочем, СБУ и раньше сообщала о том, что в России вербуют поджигателей церквей УПЦ МП, готовых не только устроить пожар, но и снять процесс горения на видео. Немного – секунд десять. Цена ролика – $2 тыс. Одну из попыток вербовки гражданина Украины для этого «святого дела» эсбэушникам удалось предупредить.
В сюжете о «десяти секундах» речь шла именно о церквях Московского патриархата. На последнем брифинге также речь шла о провокациях против церквей Московского патриархата. Грицак заявил, что в связи с этими угрозами он собирается встретиться с митрополитом Киевским Онуфрием, а также призвал не винить в том, что происходит, представителей УПЦ МП – они в данном случае скорее жертвы.
Большинство коллег подхватили: из публикаций можно было сделать вывод, что именно УПЦ МП – главная цель провокаций. Но на самом деле в опубликованном списке «московских» церквей совсем немного. Большую часть составляют католические, еврейские, армянские общины. А также греческая и болгарская, которые находятся в структуре УПЦ МП, но при этом связаны также со своими собственными «зарубежными центрами».
Список любопытный. Кто бы его ни составлял, его целью не были провокации против церквей УПЦ МП – это затея более масштабная. И имеет скорее этнический, чем религиозный характер. Совершенно очевидно, что нападения на синагоги будут расценены как антисемитские акции, нападения на костелы – как антипольские, а на армянские церкви – как выступления против армянской общины. Евреи, поляки, армяне. Не хватает только ромов. Но у них нет собственных церквей.
Кто бы ни составлял список, какая бы спецслужба за ним не стояла, это были грамотные люди. Они поставили УПЦ МП в очень правильный контекст – в один ряд с «каноническими», всеми признанными, традиционными жертвами ксенофобии, а фокус именно на украинский национализм обеспечивает наличие в этом списке поляков. Видимо, довольно омерзительная манипуляция официального спикера УПЦ МП о. Николая Данилевича, сравнившего закон о переименовании с нацистским законом о желтых звездах, не пропала даром – аналогию между положением УПЦ МП в Украине и положением евреев в Третьем рейхе решили продолжить.
Жгут, в общем. Как в переносном, так и в прямом смысле слова. В прямом, впрочем, все выглядит по-бутафорски: там дверь сожгли, а там и подпалить не успели. Там надписи какие-то оставили – четверки-восьмерки, которые должны были означать какой-то девиз какого-то вайт-пауэра, но не означали, потому что в том селе, из которого приехал наш вайт-пауэр, никто такого девиза отродясь не слыхал. Оставляли бы, что ли, старую добрую визитку Яроша – она и в огне не горит, и в воде не тонет, и даже первоклассник ее ни с чем не перепутает.
Список, представленный СБУ, составлен с явным намерением возбудить мировое сообщество, причем самое широкое. Или, наоборот, от него оградиться. Теперь, что бы ни случилось, СБУ может заявить, что «старалась». И даже нанесла превентивный удар. Это наша СБУ умеет – не так давно она наносила аналогичный удар в защиту 47 журналистов. Тогда тоже был список. Правда, он сначала был засекречен, но больше для поддержания интриги. И драматургия в деле об «убийстве» Бабченко была выстроена лучше. Впрочем, в случае с церквями такие сильные эффекты в данный момент уже ни к чему: публика достаточно разогрета Томосом. Хватит с нее и сгоревшей двери.
Томос, как видите, не остывает — сюжет развивается, в него, как могут, добавляют огня. Со всех сторон. Даже из Ростова-на-Дону. Участники событий буквально перекрикивают друг друга. Тут глава СБУ показывает план поджогов, которые доблестная служба «предупредила». А тут дипломатическое ведомство УПЦ МП грохочет кулаками во все двери – ЕС, ООН, ОБСЕ (жаль, Спортлото уже нету), чтобы приехали и сами убедились, как их тут обижают. Бьют, мол, и принуждают, и называют всякими словами, и «подают обществу маркеры», что с нами можно делать все что угодно. Так это ваши же вас и бьют, парируют из СБУ. Вот, записи переговоров, вот фото/видеофиксация, вот список объектов. Провокаторы. «Друзья из-за поребрика».
«Подавать обществу маркеры» – это, конечно, серьезно. Да и борьба, как точно подметил протоиерей Виктор Коцаба, идет «за последним барьером человеческого измерения». Чего только не сделаешь с языком человеческим, чтобы заставить реальность прогнуться под политический заказ… Тем не менее, сердце радуется, когда официальное лицо УПЦ МП апеллирует к европейским ценностям, – и куда делись предостережения от «евросодома» и «чуждых нам» западных нравов? Теперь в УПЦ МП ждут, что эти ценности будут поставлены на ее защиту. Те самые ценности, которые она сама отвергала, – ценности либеральной демократии и принципы автономности (секулярности) религии.
Но что делать, если всего несколько дней назад постпред Украины при ОБСЕ говорил в Вене о готовящихся провокациях Москвы против украинских церквей и призывал представителей Московского патриархата прекратить дестабилизировать церковную ситуацию в стране? Надо было что-то отвечать.
В общем, информационная война между украинской властью и УПЦ МП в разгаре, и «зажигают» обе стороны. УПЦ МП это на руку – там довольно тяжело переживают нынешний кризис отношений церкви и власти. И, возможно, в ней достаточно людей, в том числе владык, которые были бы готовы идти на диалог и компромисс. Но что-то их останавливает. Есть ряд препятствий, среди которых личность патриарха Филарета не то что не причина, но даже не самый главный повод.
Характерно, что Грицак на брифинге подчеркивал, что источник угрозы вовсе не УПЦ МП. Что она просто «под прессом» ФСБ. В связи с угрозами – и религиозному миру в Украине, и конкретно церквям УПЦ МП – глава СБУ заявил о своем намерении встретиться с предстоятелем УПЦ МП митрополитом Онуфрием. Цель встречи – «информировать об угрозах».
Однако если встреча состоится, скорее всего, она только к информированию и сведется. Если же глава СБУ надеется заключить пакт о ненападении, ему вряд ли стоит терять время. Какой бы информацией ни располагал глава СБУ, она не изменит позиции митрополита и митрополии. Не потому, что митрополит Онуфрий такой воинственный, просто он не принимает решения и не имеет власти что-то изменить в церкви.
Проблема УПЦ МП в нашем представлении обычно сводится к тому, что ее центр находится в Москве. Но истинная проблема с УПЦ МП заключается в том, что ее управляющий центр де-факто не находится в Киеве. В том, что внутренние связи этой церкви настолько слабы, что каждая ее структурная часть фактически автономна, хоть и не имеет соответствующего Томоса.
Истинная роль митрополита Киевского – не управлять церковью, а «стоять в истине». И ему нравится эта роль. Ему нравится этот существующий в его воображении «подвиг веры» – не меньше, чем патриарху Филарету его белый куколь московского покроя. Каждый старец играет в свои «дела жизни» и доигрывает их до конца. А после них хоть потоп.
Ну и вишенка на торте в этой серии про Томос и информационную войну – имя злодея, который разработал дерзкий план всеобщего религиозного погрома в Украине. Это имя не покрыто ни тайной следствия, ни пеленой «гостайны», никаких иных «неразглашений» – бывший сотрудник СБУ Егор Соболев.
Нет, не тот, конечно. При ближайшем рассмотрении и лицо не то, и отчество немного отличается. Но в новостных лентах нет ни фото, ни отчества Егора Соболева, того, который агент. Зато заголовки что надо: «План атаки на церкви разработал Егор Соболев». Читатель давится кофе и, пока успевает перейти в новость и убедиться, что нет, не тот, чего только не подумает.
Так что Егору Соболеву, который не агент, а журналист, народный депутат и бывший глава антикоррупционного комитета, придется на следующих выборах непросто. Такое пространство для фейков… И не пожалуешься никуда – тезок не выбирают.
Екатерина Щеткина / Деловая столица