Юрий Харон, он же настоятель Десятинного «монастыря», епископ Гедеон, был лишен украинского гражданства, о чем стало известно после его прилета в аэропорт «Борисполь» из немецкого Франкфурта. Батюшку сначала задержали, а затем препроводили на обратный рейс в Германию. Как пояснили пограничники, Гедеон, зарегистрировавшийся на самолет как гражданин США, покинул нашу страну самостоятельно, без принуждения, в добром здравии и настроении. «И обещал вернуться», — пошутили в Госпогранслужбе.
О российском гражданстве Харона в прессе писали неоднократно. Оказалось, что он имеет еще и американский паспорт. Что вполне вероятно, учитывая его службу в Американской православной церкви в 90-х годах. Но только ли изгнанный из Украины епископ Гедеон имеет двойное (или даже тройное) гражданство?
Установление подданства других государств является проблемой: если сами бипатриды о нем не заявляют или же подозрение не возникает в процессе расследования — журналистского либо антикоррупционного, как было в случае мэра Одессы Геннадия Труханова или экс-главы ГФС Романа Насирова, то применить к таким лицам нормы закона, запрещающие двойное подданство, практически нереально. Впрочем, и Труханов, и Насиров тоже не были лишены украинского гражданства: доказать факт российского (в первом случае) и британского (во втором) подданства не удалось. Так что и в случае с другими московскими попами могут быть скорее подозрения. Но чтобы их подтвердить, этим вопросом надо скрупулезно заниматься.
Однако прецедент с депортацией Харона создал для бывшей УПЦ МП большие проблемы, нежели простая необходимость прятать паспорта с двуглавым орлом. Во-первых, эта история способна поубавить пыл в их заявлениях и действиях против Православной церкви Украины. Не секрет, что в окружении бывшего Киевского митрополита Онуфрия (Березовского) и на разных церковных должностях есть выходцы из России, многие священники учились в российских церковных учебных заведениях, в это время вполне могли обзавестись запасным гражданством.
Открываем состав синода УПЦ МП и читаем — почти все, включая самого Онуфрия, выпускники Московской духовной академии. Причем некоторые окончили это заведение уже после развала СССР, например, довольно активный спикер этой церкви митрополит Антоний (Паканич). Прошли подготовку в Москве и архиереи статусом пониже. Все они после депортации Харона теоретически попадают в зону риска. И, судя по комментарию юротдела УПЦ МП по поводу случая с Гедеоном, там начинают осознавать проблему. В этом заявлении добровольный отлет Харона в Германию назвали «нарушением прав гражданина Украины по религиозному признаку», но при этом всего лишь выразили «глубокую обеспокоенность». Без нападок и угроз.
Во-вторых, судьба настоятеля Десятинного «монастыря» может стать поучительной для священников УПЦ МП еще в одном плане — вполне вероятно, что они ограничат свои визиты за границу, особенно в Россию. На всякий случай. Ведь в один прекрасный момент можно оказаться там навсегда. Например, после того, как УПЦ МП откажется перерегистрироваться, как того требует закон, и у соответствующих органов возникнет вопрос: зачем батюшки ездят в Москву и к кому? Только ли для участия в Синоде РПЦ? А, как известно, Онуфрий является его постоянным членом.
Так что боязнь повторить судьбу Харона способна закрыть клириков Московского патриархата в Украине. Быть может, это пойдет им на пользу: виртуальные ценные указания патриарха Кирилла и иже с ним можно тоже исполнять виртуально. Не нарываясь при этом на крупные неприятности в Украине, где у них налажена безбедная жизнь.
Деловая столица