Европарламент опубликовал резолюцию, в которой осудил российскую блокаду и проверки кораблей в Азовском море, признав их такими, что несут экономический ущерб Украине и нарушают международное морское право. В резолюции целых 15 пунктов – поддержка территориальной целостности Украины, упоминание о незаконно построенном Керченском мосте. Есть также предложения вводить мониторинговую миссию в море и создать спецпредставителя. Предпоследний пункт – опасность того, что Россия может превратить Азов в свое внутреннее озеро и «отжать» нефтегазовые месторождения.
Параллельно с этим в Украине усилиями Рефата Чубарова и благодаря общественному резонансу была сорвана украинско-российская комиссия по вопросам рыболовства в Азовском море, которая проходила в Киеве. Руководитель Азово-Черноморского теруправления «Росрыболовства» и глава российской делегации Рулев вообще забаррикадировался в российском посольстве, потому что в 2017-м посещал оккупированный Крым, нарушая украинское законодательство.
Тем временем Россия перебросила очередные военные корабли в Азовское море. Теперь их там более 40. Среди них есть и корветы с «Калибрами» – «Град Свияжск» и «Великий Устюг». Москва продолжает блокировать море, останавливая на проверку корабли, которые двигаются в порты Бердянска и Мариуполя и из них. Время задержки увеличилось и есть даже суда, которые простаивают по 11 дней.
По словам нашей власти, портам нанесены миллиардные убытки. Через них проходит 80% нашего экспорта.
По каким соглашениям живем
Россия очень удачно использует законодательные пробоины и действующие соглашения. Она имеет полное право проверять торговые корабли согласно украинско-российскому договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря от 2003-го (ратифицирован в 2004 году). В нем никоим образом не регламентировано время задержки судов, чем россияне и злоупотребляют. Как, в принципе, и мы. Но наш флот, представленный бронекатерами «Гюрза-М» и Мариупольским отрядом морской охраны с солидным катером «Донбасс», россиянам существенно уступает. И сейчас симметрично мы не отвечаем и не останавливаем корабли, идущие в порты Таганрога, Азова или Ейска.
Согласно Конвенции по морскому праву, мы можем проверять судна, если у нас будет информация о возможной причастности конкретного корабля к перевозке наркотиков, нелегальной торговле оружием и людьми.
Если говорить о рыболовстве, то здесь мы также, несмотря на начало войны и аннексию Крыма в 2014-м, работаем вместе с Кремлем. Потому что не были денонсированы два соглашения: между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 1992 года; между Государственным комитетом Украины по рыбному хозяйству и рыбной промышленности и Комитетом Российской Федерации по рыболовству по вопросам рыболовства в Азовском море от 1993-го.
Если говорить о Соглашении от 1992 года, то действует договоренность относительно мониторинга запасов рыбы в Азовском море и согласно прогнозам распределения квот на вылов. Также там есть пункты о «взаимодействии в организации ремонта и строительстве рыболовных судов; предоставление взаимных услуг на равноправной основе для транспортировки, ввоза и вывоза рыбопродукции с использованием рыбных портов; развитие аквакультуры и марикультуры и тому подобное». Двусторонние консультации должны продолжаться не меньше чем раз в год.
Соглашение от 1993 года немножко конкретизирует предыдущее, но главные месседжи все те же: совместное использование Азовского моря, разнообразные исследования, контрольные выловы рыбы, вылов и промысел на равноправной основе судами под флагами Украины и РФ и прочее. С того времени украинское и российское ведомства ежегодно делили квоты на вылов рыбы.
Насколько все эти соглашения актуальны сегодня, на четвертый год войны, сказать достаточно сложно. Особенно учитывая то, что корабли ФСБ настолько свободно чувствуют себя в Азовском море благодаря превосходству российского флота над нашим, что украинские рыбаки боятся далеко заплывать от берега и не ходят дальше, чем на 3-5 миль.
Но есть один непростой момент. Не согласовав квоты с россиянами и не разорвав действующие соглашения, наши рыбаки не будут иметь права выходить в море. Хотя сама актуальность этих сделок сомнительна. И так или иначе, жить придется без них или нарушая их, что первыми уже сделали россияне, аннексировав нашу территорию.
Зачем России Азовское море
В резолюции Европарламента говорится, что Россия может превратить Азовское море в свое внутреннее озеро, оккупировав нефтегазовые месторождения. Агрессия в Азовском море обусловлена не только вопросом контроля над рыбными ресурсами, но, в первую очередь, наличием там важной транспортной артерии, а также крупных залежей нефти.
Кроме ресурсов, контролируя Азовское море, Россия получает возможность влияния на нашу экономику, блокируя порты, нанося прямые экономические убытки Украине.
Что можно сделать
Есть несколько вариантов развития событий.
Первый – оставить все, как есть. Тогда основная ставка должна делаться на укрепление военного присутствия на береговой линии, что уже и так сделано, а также флота. Пока действует соглашение о сотрудничестве в использовании Азовского моря, наши корабли могут свободно заходить в море. Россияне, как в случае с прорывом «Донбасса» и «Корца», не смогут их обстрелять или помешать движению, так как это будет прямым нарушением соглашения и подпадает под пиратство. Нарастив флот, мы также начнем блокировать, скажем, Таганрогский залив и не пускать в российские порты корабли, задерживая их на проверку. Но все это смежно с нарушением международного морского права, в чем Европарламент обвинил Россию. Поэтому действовать мы должны иначе.
Второй вариант – денонсация соглашений.
У нас уже есть западная поддержка. Украина добилась, чтобы на ситуацию в Азовском море обратили внимание в США и ЕС. И там встали на нашу сторону. Европарламент также планирует поддерживать Украину в международных судах, куда мы подаем иски на Россию.
Параллельно с этим мы должны денонсировать соглашения от 1992-го,1993-го и 2003/2004 годов. И установить линию границы в Азовском море. Мы должны объявить, что в Азовском море теперь будем жить по Конвенции ООН по морскому праву. По ней 12 миль территориальной и 12 миль прилегающей зоны Азовского моря принадлежат нам. Мы получим линию морской границы, которую будут охранять наши пограничники. Если начнем жить по ней, то у украинских рыбаков к пограничникам больше не будет возникать вопросы, где можно рыбачить, а также охранять рыболовство, а где нет, потому что с Россией не согласовано. Также нужно будет принять соответствующий закон о внутреннем море, прилежащей зоне и территориальном море, по которому установить морскую границу.
Россия, безусловно, не согласится с таким развитием событий. Но на этот случай до урегулирования двустороннего вопроса в судах существует понятие «средней линии».
Еще когда Украина контролировала Крым, Москва предлагала Киеву поделить Азовское море 50 на 50. Но Украина тогда настаивала на разделении по «средней линии», соответственно к равной удаленности от берегов. Для нас такое разделение будет более выгодным, поскольку мы получим 60% акватории. Вот только здесь также возникают сложности – международное сообщество и Украина признают Крым украинским, Россия же толкует все наоборот. И это разделение также затянется, а до тех пор, пока по Кремлю не ударят санкциями, в море будет господствовать тот, кто сильнее и имеет больше кораблей.
Вот только санкции для россиян за события на Азове уже близко.
Андрей Коваленко / Depo.ua