Директор Украинского института национальной памяти решил прощупать электоральную нишу для своего «национализма с человеческим лицом», пишет Олег Полищук для Деловой столицы.
«Есть ли у меня амбиции стать президентом? Нет, у меня сейчас нет таких амбиций. Но я не исключаю, что они могут появиться», – такое двусмысленное многоточие поставил в своем свежем интервью директор Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович. Возможно, он просто пошутил, тем более что журналистка издания «МИР», взявшая интервью, специально указала в скобках, что, мол, на этих словах Вятрович смеется. Впрочем, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.
Кстати, глава УИНП сам подвел разговор к данной фразе, перед этим заявив, что для реализации таких собственных мегапроектов, как, например, создания в Киеве на склонах Днепра Национального пантеона самых выдающихся украинцев, «могу попробовать сделать это с каких-то других позиций в этом государстве». А также четко высказал свое мнение об отсутствии другого способа сменить власть, кроме как зайти в нее, и пожурил большинство нынешних украинских политиков за то, что они идут за толпой, вместо того чтобы вести за собой людей.
Одновременно Вятрович высказался критически в отношении как нынешней власти, так и оппонирующих ей националистов. В первой, дескать, засело множество конъюнктурщиков, которые работали на прежний режим и только и ждут каких-то возможностей для реванша. Вторые же, по его впечатлению, зачастую делают хорошие пасы российским пропагандистам, упражняясь то в антисемитской риторике, то водя хороводы вокруг той же дивизии «Галичина». Зато Вятрович, по его признанию, не поддается конъюнктуре – он сам старается ее создавать. При этом особо акцентируя на том, что украинцы имеют в истории достаточно своих героических страниц, посему совершенно не нуждаются в том, чтобы восхищаться страницами нашего колониального прошлого.
Одним словом, у директора УИНП вышел чуть ли не программный манифест, и это в интервью, где информповодом были всего лишь обстоятельства, связанные с украинскими особенностями 8 и 9 мая нынешнего года. Вятрович действительно не упустил представившуюся ему возможность для позиционирования себя в качестве политической альтернативы широкому спектру действующих игроков. И, если перефразировать лидера Пражской весны Александра Дубчека, вышел вполне респектабельный «национализм с человеческим лицом», с которым действительно можно нащупать перспективную электоральную нишу.
С другой стороны, утверждать о пополнении Вятровичем списка кандидатов в президенты на выборах-2019 все же рановато – он как профессиональный историк не может не знать, что внезапно и без соответствующего ресурса никто так просто и быстро «не взлетает». Поэтому это больше смахивает на своеобразную пробу пера на будущее и прощупывание почвы в ожидании «обратной связи» от неких политических сил, которые вполне могут заинтересоваться заявленными амбициями Вятровича, но уже в подготовке к парламентским выборам-2019.
В конце концов, даже если это и вправду была всего лишь шутка со стороны главы УИНП, то она заставила реально напрячься как минимум многих действующих украинских политиков праворадикального толка. И, прежде всего, «Свободу» Олега Тягнибока и «Национальный корпус» Андрея Билецкого, уверовавших в установлении своей монополии на узком националистическом фланге.