Одновременный отчет в Верховной Раде директора НАБУ Артема Сытника и главы САП Назара Холодницкого мог бы расставить все точки над «і» в виртуальном противостоянии данных антикоррупционных руководителей и их ведомств. Однако своеобразная парламентская «очная ставка» откровенно не сработала – она не то что не привела ни к каким конкретным последствиям, а породила после себя еще больше нескончаемых вопросов, которыми продолжают задаваться не только украинцы, но и наши западные партнеры, пишет Олег Полищук для Деловой столицы.
«Новое слово» в конфликтологии
«Никакого конфликта между НАБУ и САП нет. Есть определенное уголовное производство, есть определенные материалы, которые на сегодняшний день переданы в компетентные органы. Поэтому не нужно спекулировать на этом процессе. На сегодняшний день детективы НАБУ и прокуроры САП работают в штатном режиме. И если кто-то хочет сказать, что борьба с коррупцией остановлена, то это неправда, это – манипуляция», – заявил 4 апреля с трибуны парламента Сытник. В своем аналогичном выступлении Холодницкий также воздержался от критики своего коллеги, лишь посетовав на проблему утечки информации о следственных и розыскных действиях НАБУ и САП, правда, не называя виновников данных «сливов».
При этом аккурат в тот момент, когда оба антикоррупционера мирно уселись рядышком в парламентской ложе, ведомство Сытника обнародовало фрагменты записей в рабочем кабинете Холодницкого, которые, по мнению НАБУ, «могут свидетельствовать о наличии в действиях руководителя САП признаков уголовных и дисциплинарных нарушений». То есть на лицо – самый что ни есть «слив» всем известно откуда, к тому же откровенно подогревающий не менее однозначную конфликтную ситуацию. Более того, после обнаружения жучка в аквариуме Холодницкого обоими главными фигурантами межведомственного скандала наговорено по поводу друг друга много такого, что назвать происходящее гармонией в отношениях между ними язык ни у кого не повернется. Кроме как у самого директора НАБУ, похоже, решившего с парламентской трибуны сказать свое «новое слово» в конфликтологии.
Например, вот как недвусмысленно характеризовал главу САП в своем нашумевшем интервью Сытник: «Мы для себя решили, что больше с этим человеком работать не будем, потому что собранные доказательства профессиональных измен – это уже не только наши наблюдения, подозрения, умозаключения». А это публичный ответ Холодницкого директору НАБУ: «Очень странно было прочесть в интервью о моральной стороне. Это говорит человек, который ради развлечения зачитывал протоколы негласных следственных действий, например, по делу Кулика, где его жена высказывалась нецензурной бранью».
Кто кому громоотвод
Несмотря на громкие формулировки ведомства Сытника о «наличии в действиях руководителя САП признаков уголовных и дисциплинарных нарушений», никакого криминала в исполнении Холодницкого зафиксировать прослушкой его кабинета так и не удалось. В уже обнародованных «аквариумных» записях нет фактов какой-либо коррупции или других серьезных нарушений. Разве что обратное установит генеральная инспекция Генпрокуратуры и Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (КДКП), которая рассматривает соответствующую жалобу генпрокурора Юрия Луценко.
Но уже понятно, что добровольно уходить в отставку руководитель САП не намерен, зато активно делится в этом деле своими контраргументами, так что это – игра в долгую, которая, видимо, будет выражаться на всевозможных пиар-площадках. На все время данных длительных разбирательств сторонники Сытника планируют слепить из Холодницкого универсальный громоотвод от критики актуальной малоэффективности детективов НАБУ, в придачу к отсутствию Высшего антикоррупционного суда – мол, антикоррупционные прокуроры просто саботируют все их нелегкие труды, поэтому не обессудьте. А когда в конце года ВАС, возможно, уже начнет свою работу, то этот громоотвод вообще окажется единственным.
С другой стороны, Холодницкий также начал выстраивать в публичной плоскости аналогичный образ «слабого звена» для своего визави Сытника. Дескать, нечего на принципиальную САП пенять и травить ее «самыми одиозными подразделениями ГПУ», коли у многих сотрудников НАБУ не получается профессионально собрать доказательную базу в резонансных антикоррупционных процессах, а есть лишь желание на них прославиться. Кто кого пересилит в этом соревновании по пиару, тот еще вопрос. Хотя есть серьезное подозрение, что в итоге проиграют и те, и другие: увлекшись дискредитацией оппонентов, они лишь докажут несостоятельность сформированной системы в целом.
Скверная игра на западную публику
Кстати, с публичным принятием чьей-то конкретной стороны в этом «отсутствии конфликта» между НАБУ и САП пока поспешили только отдельные «многопрофильные» блогеры в соцсетях. Чего не скажешь о ряде известных антикоррупционных общественных организаций, как та же Transparency International Украина. «Мы призываем как членов КДКП, так и сотрудников ГПУ, которые ведут производство в отношении Назара Холодницкого, соблюдать юридическую чистоту процесса. В противном случае расследование дела нынешнего руководителя САП будет воспринято украинским обществом и международными партнерами как проявление межведомственной борьбы, политизации антикоррупционных органов и их незрелости», – говорится в специальном заявлении украинского отделения Transparency International.
Сейчас много разговоров о том, что атаковать Холодницкого якобы надоумили Сытника его американские наставники. Возможно, директор НАБУ действительно стал частым гостем в здании на улице Сикорского, где в Киеве расположено посольство США. Но никаких официальных комментариев из Вашингтона до сих пор не последовало, что может говорить об отсутствии четкой позиции и желании продолжить внимательно наблюдать за сложившейся ситуацией.
Еще более обескуражены пиар-схваткой руководителей органов украинской антикоррупционной инфраструктуры в Брюсселе, для которого этот баттл стал настоящей неожиданностью. «Безусловно, это не производит хорошего впечатления, когда те, кто должен бороться с коррупцией, больше борются между собой. Или нет. Может, порой это только шум в прессе, о котором мы не можем судить или о котором узнаем только через несколько дней», – заявил глава группы поддержки Украины в Еврокомиссии Питер Вагнер еще до вызова Сытника и Холодницкого «на ковер» в Верховную Раду. Теперь же в ЕС уж точно убедились, что данный конфликт – не просто «шум в прессе», чем заниматься также не стоит, а новая и очень неприятная реальность, с которой надо что-то делать.
Судя по всему, коллективный Запад до сих пор не определился, что именно предпринять в отношении как директора НАБУ, так и главы САП. И не факт, что даже если позиция будет сформирована, нас не ожидает многомесячный сериал, который в конечном итоге опустит рейтинг доверия к антикоррупционным органам до значения «ниже плинтуса».