С нового года телеканал «Интер» может перейти к старому собственнику – бывшему первому вице-премьеру Валерию Хорошковскому. Мы кратко напомним предысторию, но главный вопрос, конечно, о будущем: как и для кого Хорошковский намерен использовать канал, пишет Юрий Вишневский для Деловой столицы.
Нажитые враги
Предыстория важна хотя бы для того, чтобы понимать, кому Хорошковский может мстить. Он получил контроль над «Интером» в августе 2005 г., после того как в июне неожиданно умер во время пребывания за границей Игорь Плужников, владевший каналом с момента его основания в октябре 1996 г. В сентябре 2005 г. Хорошковский возглавил набсовет «Интера», но в декабре 2006-го покинул этот пост в связи с назначением на должность первого зама секретаря СНБО. Там он пробыл полгода, а 24 декабря 2007 г. вновь влез во власть и на этот раз продержался там ровно пять лет, меняя патронов легко и непринужденно – Тимошенко, Ющенко, Янукович. До января 2009-го возглавлял Государственную таможенную службу, затем был первым замом председателя СБУ. В марте 2010-го Янукович назначил его председателем СБУ, в январе 2012-го – министром финансов, а в феврале – первым вице-премьером. Подал в отставку 14 декабря, был уволен 24 декабря 2012 г.
Впервые Хорошковский чуть не лишился своей медиагруппы из-за Тимошенко, которая испытывала к нему личную неприязнь из-за того, что он в ее конфликте с Ющенко перешел на сторону последнего. В марте 2009 г. она публично на заседании правительства охарактеризовала его словами «это напомаженное существо с маникюром и педикюром, с бриолином на волосах» и подчеркнула, что он и президент Виктор Ющенко – «одна компашка». Телеведущий Евгений Киселев, который работал на «Интере» в 2009-2016 гг., недавно поделился сведениями о том, что «Тимошенко в бытность премьер-министром положила глаз на «Интер». Об этом мне лично открыто говорил Андрей Портнов, который тогда работал на Юлию Владимировну и придумал юридическую схему, как отобрать «Интер» у тогдашних собственников и передать новым».
Тимошенко реализовать эту задумку не успела, но схема Портнова не была забыта, тем более что ее автор после президентских выборов обосновался в администрации Януковича. Как вспоминает тот же Киселев, у Хорошковского был личный конфликт с Азаровым, они жили в правительстве, словно кошка с собакой. Конфликт обрел такие формы, что «Интер» каждый день критиковал Азарова и в хвост и в гриву. По информации Киселева, в какой-то момент Хорошковского предупредили: «Валерий Иванович, будешь продолжать – отберем канал. У Портнова все документы готовы».
Эта угроза действительно была реализована после того, как Хорошковский выразил несогласие с повторным назначением Азарова на должность главы правительства. В день, когда Хорошковский объявил об отставке с поста первого вице-премьера, были назначены налоговые проверки нескольких структур, которые образуют собой канал «Интер». Источники в окружении Хорошковского утверждали, что получить телеактив стремилась «семья» Януковича: «Ему нарисовали схему как в течение двух недель он потеряет актив».
Ввиду перспективы лишиться канала без каких-либо компенсаций Хорошковский предпочел продать его своему другу Фирташу, который добивался этого еще с 2007 г. Возможно, «семья» Януковича и Фирташ сыграли перед владельцем «Интера» в «плохого и хорошего полицейского», но Фирташ хотя бы пообещал заплатить деньги. А возможно, таким образом, Фирташ действительно спас Хорошковского от «безвозмездной» потери. Так или иначе, но уже 1 февраля 2013 г. было объявлено, что DF Group приобрела 100% Inter Media Group, исходя из оценочной стоимости $2,5 млрд. «В сложившихся условиях я не имею возможности обеспечивать развитие группы, и именно эти обстоятельства стали моей главной мотивацией к продаже», – цитировала Хорошковского пресс-служба канала.
Хитрое соглашение
Только спустя три года, 4 апреля 2016 г., «Интер» раскрыл свою структуру собственности. Оказалось, что Дмитрий Фирташ опосредованно владеет 36% телеканала, Сергей Левочкин – 9%, Валерий Хорошковский – 45%, а остальными 10% – гражданин Кипра Васула Константиноу (за которым стоят те же Фирташ и Левочкин). Эта структура сохраняется до сих пор, как свидетельствует информация на сайте канала.
То есть на самом деле Хорошковский продал не 100% своей медиагруппы. Как выяснилось, соглашение о передаче акций «Интера» не закрыто до сих пор. У Хорошковского говорят, что оно должно быть закрыто в январе 2018 г., а у Левочкина и Фирташа настаивают на 2019 г. Согласно условиям Хорошковский уступает акции телеканала по мере поступления частей долга. В близком окружении Левочкина утверждают, что они должны Хорошковскому не за 45%, как записано в структуре собственности, а за 30% акций телевизионного актива. Сумму задолженности также озвучивают разную: она колеблется в пределах $300-400 млн. По версии источника, близкого к нынешним управленцам «Интера», если Фирташ и Левочкин не доплатят, то Хорошковский всего лишь получит место в дирекции и наблюдательном совете (как акционер), но управление к нему не перейдет. Однако люди, тесно контактирующие с Хорошковским, настаивают, что соглашение выписано таким образом, что если Фирташ и Левочкин не выплатят всю сумму, то Хорошковский получит обратно все акции.
Цели Хорошковского
Не исключено, что экс-владелец, чтобы вернуть себе актив, заручится поддержкой Банковой, которая может быть уверена, что при Хорошковском «Интер» точно не будет подыгрывать Тимошенко на президентских выборах, а наоборот, будет ее с большим удовольствием топить. Если Левочкин и Фирташ смирятся с утратой контроля над каналом и решат все вопросы с Хорошковским тихо-мирно, то «Интер» просто не будет их трогать, а Левочкин и его люди иногда даже будут появляться в эфире канала.
Однако не факт, что цели Хорошковского и Банковой будут совпадать длительное время. Если Хорошковский вернет себе контроль над каналом – с помощью Банковой или нет, – в любом случае к началу избирательной кампании он сможет захотеть сыграть в свою игру. Правда, у него, наверное, возникнут проблемы с собственным выдвижением: по Конституции кандидат на пост президента должен проживать в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет, а Хорошковский в конце 2012-го перебрался за границу и с тех пор там и пребывает. 24 октября его давняя партнерша (еще по «Команде озимого поколения») Инна Богословская сообщила, что Хорошковский является гражданином Монако и не собирается возвращаться в Украину и в украинскую политику. Но даже если так, то это вовсе не означает, что к Хорошковскому через полгода или год не вернется желание повлиять на украинскую политику, причем таким способом, который не понравится Банковой.
Помнится, с Хорошковским уже была подобная история. В январе 2004-го он подал в отставку с поста министра экономики и по вопросам европейской интеграции по причине конфликта все с тем же Азаровым, который тогда был первым вице-премьером, и, по словам Хорошковского, блокировал работу его министерства. Осенью того же года экс-министр продал свой украинский бизнес и уехал в Россию, где принял предложение своих старых бизнес-партнеров Александра Абрамова и Александра Фролова и стал исполнительным директором «Евраз Групп» (к тому времени он владел 2,08% акций «Евраза»). Тогда тоже говорили, что он не собирается возвращаться в Украину. В ноябре 2005 г. совет директоров компании даже избрал Хорошковского президентом холдинга «Евраз Групп». Но уже через год он ушел с этого поста, решив сконцентрироваться на медиагруппе, которую начал создавать в Украине, а затем продал свои акции «Евраза» и получил пост в СНБО.
Кстати, до сих существуют подозрения, что этот деятель тесно связан с Кремлем. И нельзя исключать, что Кремль в нужный ему момент нажмет на имеющиеся рычаги – и руководимый Хорошковским «Интер» будет использован в нужном ему направлении. С другой стороны, «Интер» и сейчас используется Кремлем на полную.
Возможности Банковой
При этом не стоит преувеличивать возможности Банковой изменить ситуацию с «Интером» в ту или иную сторону. В августе стало известно, что Главное следственное управление Национальной полиции расследует дело о причастности телеканала «Интер» к финансированию террористов, а вскоре Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания объявил предупреждение «Интеру» и пригрозил ему санкциями за нарушение языковых квот. Но все это годится скорее для того, чтобы склонить канал быть более лояльным к власти, но вряд ли способно принудить Левочкина с Фирташем вернуть «Интер» Хорошковскому. Если стороны действительно не придут к согласию, то спор, по-видимому, будет решаться не на Банковой, а в суде, причем не в украинском, а в кипрском: обе компании, заключившие сделку в 2013 г., – фирма Хорошковского K.H. Media Limited и фирма Фирташа GDF Media Limited – зарегистрированы на Кипре.
И все же у Банковой остается в запасе радикальный вариант – типа той пресловутой схемы Портнова, которая позволяет вообще отобрать телеканал. В связи с этим можно вспомнить, что в январе 2015 г. ГПУ сообщила о проводимом прокуратурой Киева расследовании подделки подписи Плужникова при отчуждении телеканала «Интер» в 2005 г. А в марте 2015 г. МВД сообщило о начатом расследовании незаконной передачи акций канала. «Установлено, что в 1997 и 1999 гг. неустановленные должностные лица Фонда государственного имущества Украины, злоупотребляя своим служебным положением, осуществили незаконную передачу в частную собственность 20% акций телеканала «Интер «. В результате этого государству нанесен ущерб в сумме свыше $800 млн», – говорилось в сообщении МВД.
Судя по всему, «Интер» до сих пор подвешен на этих крючках. Сейчас это проблема Левочкина, но станет проблемой Хорошковского, если канал перейдет к нему. Поэтому в треугольнике Банковая – Хорошковский – Левочкин с Фирташем возможны любые союзы. В том числе и союз всех акционеров «Интера» (Хорошковского и Левочкина с Фирташем) против Банковой.
И все же не исключено и то, о чем многие годы говорили разные эксперты: «войны» Хорошковского с Фирташем – это всего лишь ширма. Не исключено, что все эти истории вытаскиваются на белый свет только в нужных для них моментах. Левочкин и Фирташ слишком уж демонизированы сейчас. И сделать вид, что у тебя отбирают группу каналов, – это лучший способ отойти в тень и продолжать оттуда делать все то, за что сейчас их публично осуждают.
Наша Рада