п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Фесенко: Чего больше всего боится РПЦ Дело не в автокефалии для церкви в Украине – этот процесс уже не остановить

Как бы мы ни относились к президенту Порошенко, надо отдать ему должное: как только он почувствовал, что открылось окно возможностей, связанное кстати не с Украиной, а с отношениями Вселенского и Московского патриархов, а также определенными геополитическими факторами, он воспользовался им. Тот случай, когда власть взяла инициативу и столкнула ситуацию с мертвой точки, пишет Владимир Фесенко для Нового времени.

Почему сегодня такая истерика со стороны Москвы? Потому что дело почти решенное. Судя по их поведению, назад пути не будет, и Константинопольский патриарх для себя выбор уже сделал. Отношения между ним и патриархом Кириллом такие, что компромиссы или отказ от автокефалии в последнюю минуту вряд ли возможны.

Конечно, томос в один момент не дадут. Этому будет предшествовать процесс в несколько этапов. Томос, наконец, будут давать не Киевскому патриархату, а новой объединенной церкви. Те экзархи, которые приехали, и запустят процесс объединения. А дальше уже вопрос тактики, и скорее со стороны Варфоломея. Он будет решать – когда, как и в какой форме. Некоторые эксперты говорят, что сначала будет переходный период – украинской православной церкви, сейчас создающейся, дадут сначала автокефалию от Константинопольского патриарха. Есть и более деликатный вопрос – кто возглавит объединенную церковь.

Москва запускает страшилки. Но они связаны не с процессом предоставления автокефалии, этого уже не остановить. Риск заключается в попытке организации столкновений и насильственных акций, связанных с перераспределением церковных объектов. Речь идет о трех лаврах, которые сейчас под контролем Московского патриархата. Здесь власть должна действовать гибко и тщательно контролировать ситуацию. Есть некоторые горячие головы, особенно их много в наших очень активных радикальных организациях. И там, не буду лукавить, есть агенты Москвы. Они могут организовать штурм Киево-Печерской лавры или еще что-нибудь. И в ответ (а я думаю, что сценарий уже готов) боевики из политических сил и организаций, ориентирующихся на Москву, пойдут на защиту. Это будет искусственно организованный конфликт, который Москва сможет использовать как повод для вмешательства.

Пойдут они на прямое вмешательство или нет – это тема специфическая. Думаю, что скорее запугивают, потому что прямое вмешательство – это война и в любом случае нарушение суверенитета. Поэтому надо не давать повода, усиливать меры безопасности вокруг лавр и охлаждать горячие головы – в том числе в Киевском патриархате.

Не стоит проводить быстрое силовое перераспределение религиозных объектов. Запрещать Московский патриархат тоже было бы не демократично. Об этом вспоминал и Порошенко. В конце концов, для запрета нет оснований – если только там не призывают к насильственным действиям, поддержки московских оккупантов или иному антиконституционному поведению.

Конфликт может возникнуть только вокруг попытки захвата наиболее весомых религиозных объектов. А потому за нами – максимальное внимание и нейтрализация провокаций. Необходимо найти аккуратное, последовательное и пошаговое решение этой проблемы, например, совместное использование. Компромисс существует – его нашли в 90-х, можно найти и сейчас.



Поділіться цим