Этим летом украинский телебизнес ждут не просто серьезные, а глобальные перемены. Во-первых, в августе оканчивается срок действия лицензий на цифровое вещание в общенациональной сети. Уже в ближайшие недели должен быть объявлен конкурс, по итогам которого состав обладателей лицензий может существенно обновиться, – пишет Юрий Вишневский для Деловой столицы. – Во-вторых, с июня предстоит поэтапное прекращение аналогового вещания: сначала в Киеве и одной из областей, затем – в других областях (за исключением некоторых территорий). Этот процесс должен завершиться не позже января 2019 г., а при более радикальном развитии событий – не позже августа 2018 г.
Значение всех этих перемен усиливается тем, что происходить они будут в преддверии президентских выборов. И власть наверняка постарается воспользоваться переделом телерынка для изменения соотношения сил в информпространстве в свою пользу. Вопрос только в том, как она будет это делать: жестко или мягко.
28 нынешних счастливчиков
Напомним, что первый конкурс на цифровое вещание в общенациональной телесети в составе четырех мультиплексов (МХ-1, МХ-2, МХ-3, МХ-5) в стандарте DVB-T2 (MPEG-4) Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания объявил 15 апреля 2011 г. Руководство Нацсовета планировало завершить конкурс за три месяца, но не уложилось и в четыре. 28 мест в мультиплексах были распределены 18 августа 2011 г. Позже список обладателей лицензий неоднократно менялся (когда каналы перепродавались вместе с лицензиями), однако неизменным оставался срок действия лицензий – семь лет. Он истекает 18 августа 2018 г. Приведем этот список по состоянию на сейчас.
Стоит отметить, что тот конкурс не имел для телекомпаний решающего значения. Основная конкуренция между телеканалами шла тогда в сфере аналогового вещания, а цифровые лицензии были как бы «штанишками на вырост». Тем не менее, конкурс вызвал громкие скандалы, а несколько недовольных телекомпаний попытались (безуспешно) отменить его результаты через суд. Ввиду предстоящего нового конкурса нелишне напомнить некоторые моменты, за которые тогда критиковался Нацсовет.
В частности, среди счастливых обладателей лицензий оказались странные компании, безнадежно далекие от современного телевидения, в то же время многие действующие телеканалы к цифровому вещанию допущены не были. Также в мультиплексы попали некоторые очень узкопрофильные каналы в ущерб общеспортивным, общекультурным и детским. При этом Нацсовет не обнародовал никакой правовой мотивации своего выбора. То есть он действовал по принципу «кому хочу, тому даю».
В связи с этим юристы отмечали, что в большинстве стран Европы выдача лицензий – это сложный и многоступенчатый процесс с понятными условиями и прозрачными механизмами. Лицензионные органы не вправе аргументировать выдачу или не выдачу лицензий просто критерием «понравилось – не понравилось». Решения всегда имеют внушительную мотивировочную часть, в которой на нескольких страницах разъясняется выбор в пользу того или иного телеканала.
Сроки совпали не случайно
Разумеется, все заинтересованные стороны постараются извлечь уроки из событий семилетней давности. Но это отнюдь не гарантирует, что новый конкурс обойдется без скандалов. Наоборот, скорее можно ожидать, что битва за лицензии будет еще более жесткой — как в ходе самого конкурса, так и по его завершении в судах.
Основанием для таких прогнозов может служить хотя бы то, что теперь цифровые лицензии – это уже «штанишки» не «на вырост», а «в самый раз», более того, это единственные «штанишки», которые можно будет «носить» телекомпаниям, поскольку эра аналогового вещания уходит в прошлое. И кажется совершенно не случайным, что эти две вехи – новый конкурс на цифровые лицензии и прекращение аналогового вещания — совпали во времени.
В 2011 г., когда проводился первый конкурс, ожидался полный переход от аналогового к цифровому телевещанию до 17 июня 2015 г. Такой срок установлен международным меморандумом «Женева-2006», который Украина вместе с другими странами подписала в декабре 2006 г. Однако за неделю до 17 июня 2015 г. Нацсовет заявил о неготовности Украины перейти на цифру. После этого срок прекращения аналогового вещания сдвигался несколько раз, и у наблюдателей, включая западных, успело сложиться впечатление о наличии консенсуса по этому вопросу между основными политическими силами и ведущими телекомпаниями Украины.
О причинах таких переносов год назад, 20 мая 2017 г., довольно подробно и откровенно рассказал глава Нацсовета Юрий Артеменко, спрогнозировавший тогда, что переход на цифровое телевещание «будет не раньше, чем в 2019 г. То есть в 2018 г. этого не будет». Он объяснил это рядом причин, таких как неготовая инфраструктура, непрозрачный владелец «Зеонбуда» – оператора, занимающегося строительством цифровой эфирной сети наземного телевещания в стандарте DVB-T2, недостаточное количество сет-топ-боксов, неполное покрытие, нежелание некоторых каналов переходить на цифру и блокировка ими этого процесса. По словам Артеменко, некоторые каналы не хотят полного перехода с аналогового на цифровое телевещание в силу своих бизнес-интересов. «Например, в настоящий момент «Интер» и «1+1» имеют наибольшее покрытие в аналоговом телевещании, потому что они занимают сети УТ-1, УТ-2, УТ-3. А если перейдут на цифру, то они будут уже все равны – и «Украина», и ICTV, и «Интер», они все будут иметь одинаковое покрытие», – пояснил глава Нацсовета.
Он добавил, что не заинтересованы в полном переходе на цифровое телевещание в ближайшее время и политики. «Учитывая то, что мы входим в очередные выборы 2019 г., все политические силы будут заинтересованы в том, чтобы «протянуть» на аналоговом ресурсе», – заявил Артеменко. В то же время он отметил, что отдельные телеканалы, в т.ч. многие местные, заинтересованы в быстрейшем полном переходе на цифровое телевещание, «потому что платят одновременно и за цифру, и за аналог».
Как видим, глава Нацсовета пребывал в уверенности, что переход на цифру произойдет уже после президентских выборов и что власть заинтересована в этом так же, как и другие политсилы. Сейчас можно утверждать, что Артеменко в своем прогнозе ошибся. Власть соглашалась оттягивать переход на цифру ровно до того момента, пока не пришло время конкурса на цифровые лицензии. Но больше откладывать сроки она не собирается.
Не дожидаясь января
На данный момент в действующем законодательстве, а именно – в утвержденном Кабинетом министров Плане использования радиочастотного ресурса Украины, сроком прекращения использования технологии аналогового телевизионного вещания указано 30 июня 2018 г. Этот срок установлен постановлением Кабмина, принятым 28 марта 2018 г. Правда, это еще не означает, что 30 июня аналоговое вещание будет повсеместно отключено и останется только цифра. В сообщении на сайте Кабмина упомянутое постановление трактуется как «решение о поэтапном отключении аналогового телевизионного вещания с 1 июля 2018 г.», принятое «с целью обеспечения информационной безопасности страны и с учетом решения Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания об утверждении Плана поэтапного отключения аналогового телерадиовещания от 15 марта 2018 г.».
Однако сам этот План поэтапного отключения, принятый Нацсоветом, еще не окончательный. Указанные там сроки могут быть ужаты, если на то будет воля власти. А такая воля, похоже, имеется. Об этом можно судить по тому, как резко Нацсовет 19-20 апреля изменил свои прогнозы темпов перехода на цифру.
19 апреля на встрече с представителем Европейской Комиссии Танелом Тангом члены Нацсовета сообщили, что отключение аналогового вещания согласно утвержденному Плану будет происходить в три этапа: отключение в Киеве в июне 2018 г.; отключение в одной из областей в августе 2018 г. (в качестве пилотной предложена Кировоградская область); отключение в других областях в январе 2019 г. (за исключением Донецкой, Луганской, Херсонской областей, а также пограничных с Россией районов Харьковщины, Сумщины и Черниговщины, где аналоговое вещание будет сохранено, пока не будет обеспечена повсеместная надежная замена его цифровым вещанием).
В тот же день Петр Порошенко провел совещание по вопросам противодействия российской информационной агрессии. На этом мероприятии, конечно же, присутствовал и глава Нацсовета. Президент обратился к Артеменко с призывом ускорить переход на цифровое вещание, в частности и вдоль границы с РФ. «План перехода на цифровое телевещание, который вы растянули на два года, — неприемлем, – заявил Порошенко главе Нацсовета. — У вас есть время до июля, больше вам не нужно. Вы не верите ни в собственные силы, ни в Украину, а я хочу добавить оптимизма».
На следующий день, 20 апреля, Артеменко выступил на открытии международной конференции по развитию медиаграмотности и сообщил, что Украина будет переведена на цифру уже в августе. «Мы уже видим, что в конце июня отключим аналоговое телевещание в Киеве и в одной из областей. Наверное, это будет Кировоградская область, ибо она наиболее подготовлена. В конце августа мы планируем отключать всю Украину. Я знаю, сколько будет замечаний, но если ничего не делать, то ничего и не будет», — сказал глава Нацсовета. То есть после критики президента январь 2019-го быстренько превратился в август 2018-го.
Почему Порошенко требует поспешить
Напрашивается вывод, что власть решила поторопиться перед выборами. Однако причина спешки, думается, не только в этом. Иначе для Порошенко вполне достаточным был бы повсеместный переход на цифру в январе 2019 г.
По действующему закону о выборах президента очередные выборы должны состояться 31 марта 2019 г. Таким образом, если аналоговое телевещание будет отключено в январе 2019 г., то два последних месяца избирательной кампании пройдут в условиях, когда «Интер» и «1+1» лишатся своего главного преимущества – тотального покрытия. Точнее, у них покрытие будет такое же, как и у любых других общенациональных коммерческих каналов. И нигде, даже в самых отдаленных от областных центров сельских районах, не будет так, что показывают только «Интер» и «1+1».
Более того, согласно Плану поэтапного отключения, принятому Нацсоветом, в январе 2019 г. должны быть отключены от аналогового вещания все общенациональные телеканалы, кроме канала «UA:Перший» Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Этот канал, а также местные (региональные) каналы будут отключены от аналогового вещания только в мае 2019 г. Таким образом, телевизионного вакуума перед выборами не будет нигде.
Можно предположить, что к январю около половины телеаудитории останется еще неохваченной цифровым вещанием. Да и не все семьи согласятся пойти на дополнительные расходы, необходимые для приема цифры. Не углубляясь в эту тему (она заслуживает отдельного рассмотрения), отметим в качестве примера, что за цифровой тюнер, с помощью которого можно принимать цифровое эфирное телевещание, интернет-магазины просят 400-500 грн. Поэтому вполне возможно, что последние месяцы перед выборами более половины населения будет смотреть только один общенациональный телеканал – UA:Перший. А за остальную телеаудиторию будут более-менее на равных конкурировать множество телеканалов, среди которых «Интер» и «1+1» уже не будут доминировать.
Тем не менее, Порошенко не хочет дожидаться января и требует от Нацсовета организовать переход на цифру уже в июле. Для такой спешки могут быть три мотива. Прежде всего, это желание перестраховаться. В самом деле, отключение телеканалов за два месяца до выборов может вызвать если не массовые протесты, то массовое недовольство и подозрение о намерениях власти промыть мозги избирателям. А вот если то же самое сделать в июле-августе, более чем за полгода до выборов, то негативный эффект наверняка будет поменьше. К тому же это произойдет в сезон отпусков, когда политическая жизнь затихнет. А когда депутаты вернутся с каникул, они окажутся перед новой телереальностью как перед свершившимся фактом.
Второй мотив – желание максимизировать позитивный эффект. Если уж власть решилась перевести телевещание на цифру до выборов, а не после, значит, у нее есть основания ожидать от этой перемены существенного положительного результата. Но в таком случае чем раньше перейти на цифру, тем лучше. Если уж лишать «Интер» и «1+1» доминирования в телеэфире и создавать преимущество для канала «UA:Перший», то в течение семи месяцев перед выборами это наверняка успеет дать больший эффект, чем в течение только двух месяцев.
Впрочем, при всей важности этих двух мотивов самым весомым может оказаться третий мотив. А именно – желание повысить ставки на конкурсе на цифровые лицензии в августе 2018 г. Имеются в виду не только и не столько денежные ставки, сколько политические.
Например, предположим (как говорится, чисто гипотетически), что на конкурсе в августе «Интер» и «1+1» попросту не получили цифровых лицензий. При желании для такого решения всегда можно найти обоснование – скажем, многочисленные нарушения законодательства. На одном из двух названных каналов в этом смысле уже давно клейма ставить негде. Что же касается «1+1», то не далее как 29 марта Нацсовет назначил внеплановую проверку этого канала из-за российских актеров из «черного списка»…
Итак, допустим гипотетически, что в августе «Интер» и «1+1» цифровых лицензий лишились. Если аналоговое вещание прекратится только в январе 2019 г., то на все оставшиеся пять месяцев эти каналы заполнят свои эфиры стенаниями о подавлении свободы слова, подключат к этой кампании Freedom House и прочих защитников свободы кремлевской пропаганды в Украине. Не исключено, что в конце концов власть будет вынуждена отложить переход на цифру до мая — и тогда все время, оставшееся до выборов, эти каналы будут смаковать в своих эфирах свою победу и издеваться над властью.
Если же аналоговое вещание прекратится в августе 2018 г., одновременно с лишением каналов «Интер» и «1+1» цифровых лицензий, то эти каналы попросту не успеют развернуть никакой кампании в своих эфирах, потому что никаких эфиров у них уже не будет. Ввиду такой перспективы владельцы упомянутых каналов будут вынуждены перед конкурсом добиваться переговоров с представителями команды Банковой, давать какие-то гарантии насчет «хорошего поведения» каналов перед выборами и т.д. Словом, власть в этом случае будет хозяином положения.
Не будем предугадывать, чем завершится эта история, все-таки до конкурса еще три месяца. Но цифра очень напоминает то пресловутое ружье, которое стоит на сцене с самого первого акта и потому к концу пьесы обязательно должно выстрелить.