Исчерпав возможности по закрытию автомобильных стоянок у стен представительств, стороны взялись за еще сохранившиеся меры взаимного военного доверия. Государственный департамент заявил, что Россия не выполняет обязательства по Договору об открытом небе. Заключенное в 1992 году соглашение позволяло через 72 часа после уведомления совершать полеты над любым районом территории стран-участниц самолетам, специально оборудованным для фотосъемки. Этот договор давал дополнительные возможности контролировать соблюдение ранее заключенных договоров. Кроме того, обеспечивал гарантии, что ни одна из сторон не сможет тайком сконцентрировать силы для агрессии.
И вот теперь в Госдепе заявили: «После неоднократных безуспешных попыток взаимодействия с Москвой на дипломатическом уровне мы решили предпринять некоторые разумные и сопоставимые шаги». В дипломатическом ведомстве США не уточнили, в чем именно состоят американские претензии, и какие ответные меры будут предприняты. Правда, ранее в американской печати сообщалось, что Москва ограничила каждый полет над Калининградской областью районом в 500 километров. По американским расчетам, на полный облет региона нужно около 1200 км, а это значит, что для контроля над областью приходится перераспределять полеты (число которых ограничено), которые можно было бы использовать в других регионах. Понятно, что Москва хотела бы уменьшить возможности НАТО по контролю над Калининградской областью, где, судя по всему, идет серьезное наращивание военной мощи. Американские СМИ сообщили, что теперь будут ограничены полеты российских военных самолетов над Аляской и Гавайями.
Впрочем, я подозреваю, что раздражение американцев вызвала июльская эскапада российских военных, когда они подали заявку на облет Вашингтона и пролетели прямо над Белым домом. Остается только догадываться, что именно Москва хотела таким образом продемонстрировать. Очевидно, лихость и удаль…
Говоря о намерении ограничить полеты российской авиации над США, представитель государственного департамента сказал все положенные примирительные фразы. Он выразил надежду, что такое решение «изменит расчеты России и побудит ее более конструктивно взаимодействовать» с Вашингтоном по вопросам, которые вызывают у него обеспокоенность: «Мы готовы в любой момент отменить эти шаги, если Россия вернется к выполнению своих обязательств по Договору об открытом небе».
К сожалению, сути происходящего это не меняет. Идет активный демонтаж всей системы договоров и соглашений, которые были заключены в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Она откровенным образом манипулирует положениями Венского документа, последнего действующего соглашения, которое хоть как-то регулирует военную деятельность на Европейском континенте. Так, чтобы не приглашать иностранных наблюдателей, она занижает численность участников военных маневров, утверждая в каждом конкретном случае, что речь идет о нескольких учениях, которые «случайно» совпали по времени.
В ответ НАТО разместила в странах Балтии многонациональные батальоны, несмотря на то, что Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО содержит обязательство Североатлантического альянса не размещать на территориях «новых» членов альянса существенных боевых сил на постоянной основе. Натовские представители предложили объяснение не хуже, чем российские коллеги. Во-первых, никто не определил, что такое «существенные» силы. А, во-вторых, состав батальонов будет меняться на ротационной основе. Стало быть, они будут находиться в странах Балтии и Польше «непостоянно».
Трещит по швам Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Вашингтон обвиняет Россию в нарушениях, правда, опять не конкретизируя их. В печати сообщается, что речь может идти о сухопутной модификации крылатых ракет «Калибр», боеголовке к ракете «Искандер» и межконтинентальной ракете РС-26 «Рубеж», испытанной на дальность меньше 2000 километров. Москва в ответ заявляет, что США при испытаниях систем ПРО используют ракеты-мишени, которые по своим тактико-техническим данным соответствуют тем, что запрещены договором. А еще под действие договора, по версии российского МИДа, подпадают все американские беспилотники. Тем временем, Конгресс США фактически потребовал от исполнительной власти начать подготовку к выходу из договора…
Российско-американские отношения небыстро, но последовательно движутся к состоянию 1950-х, самому началу предыдущей холодной войны. Миру без сдержек и ограничений. Как говорится, добро пожаловать. Мало никому не покажется.
Александр Гольц / Ежедневный журнал