п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Огрызко: У Москвы остался один выход Россия не может ответить на санкции США ни политически, ни экономически, ни научно-технически

Президент США Дональд Трамп подписал пакет санкций против Российской Федерации. И России нечего предложить в качестве контрмеры. Последняя реакция это доказала: речь идет о попытке выслать из РФ 700 американских дипломатов, которых там в таком количестве никогда не было. Ведь в конечном итоге это означает, что несколько россиян потеряют работу, но для картинки и того, чтобы русский народ знал, что «мы им покажем кузькину мать» было сделано и такое.

На самом деле Россия не может ответить ни политически, ни экономически, ни научно-технически, потому что у нее нет никаких инструментов влияния ни на США, ни на Запад в целом. Поэтому сейчас в Москве думают над тем, как минимизировать последствия этих санкций. Но вряд ли это приведет к конкретным действиям, так как расчет Кремля на то, что санкции поссорят Европу и США бесполезны. Так или иначе, и США, и ЕС нашли, или при необходимости найдут, компромиссы относительно экономических моментов. Но все они будут более жесткими, чем те, что были до введения этих санкций. Итак, давление на Россию будет продолжаться, и в Москве этого не могут не понимать.

Эти санкции могут стать очень серьезным предупреждением всем тем, кто вокруг Кремля и кто «заработал» свои честно награбленные деньги за последнее столетие, спрятав их на Западе. Я думаю, что в этом на самом деле и кроется самая большая угроза для российского режима. Потому что в конечном итоге у тех, кто спрятал эти деньги в Европе или в Америке возникнет простой вопрос: неужели я для этого это делал, чтобы сейчас от всего отказаться. Но главный эмоциональный русский вопрос: кто в этом виноват? И я думаю, что все поймут ответ даже не с трех раз.

И вот тогда начнутся внутриполитические изменения, которые, возможно, будут иметь следствием очень серьезное переосмысление некоторыми господами в Москве происходящего с потенциальными решениями, которые сегодня могут кому-то не понравиться в Кремле. Это очередной, впервые достаточно болезненный, шаг для того, чтобы в Кремле поняли: им надо либо возвращаться к исходным позициям – то есть убраться из Крыма и Донбасса, выплачивать компенсацию за причиненный ущерб и постепенно начинать процесс восстановления нормальных отношений – или готовиться к худшему: а именно скатывания российской экономики не просто к стагнации, а к упадку. В этом отношении пример развала СССР у действующих кремлевских руководителей должен стоять перед глазами.

Несколько агрессивные заявления некоторых европейских политиков не означают, что в отношениях ЕС и США будет определенное обострение. Будут недоразумения и попытки найти компромисс. Хотя позиция ЕС меня в этом плане несколько удивляет: Брюссель принял решение об уменьшении энергетической зависимости от России. А сегодня тот же Брюссель в угоду, думаю, коррумпированным российским «Газпромом» компаниям, фактически эту энергетическую зависимость отменять не хочет. Ведь Северный поток-2 – это, безусловно, очередная привязка Европы к российским энергоносителям, то есть увеличение, а не уменьшение зависимости.

В самом ЕС единства нет и не будет, потому что, например, Польша и прибалтийские страны жестко выступают против российского газопровода. И желание Еврокомиссии вести переговоры с «Газпромом» может быть легко заблокировано упомянутыми странами и на том идея завершится. Но то, что сегодня говорят некоторые политические руководители ЕС в этом плане действительно вызывает удивление, так как Северный поток-2, а в основном речь идет об этом проекте, усиливает зависимость от российского газа. Что ставит нас перед вопросом – цены или ценности? Кажется, что для некоторых компаний деньги и бизнес играют более важную роль, чем принципы.


Владимир Огрызко / Новое время
Поділіться цим