Итак, каковы последствия уничтожения над акваторией Азовского моря самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) противника типа А-50У…?
Условно, их можно разделить на две категории…
- Последствия, так сказать «общего» характера, то есть те, которые повлияют на общие способности противника относительно дальнейшей организации и ведения им боевых действий…
- И, сугубо конкретные, то есть те, которые будут иметь значение в контексте уничтожения самолета именно этого типа, именно на этом направлении и в контексте конкретных условий и целей его применения.
Для обеих категорий последствий важны, а я бы даже сказал кардинально важные так называемые тактико-технические характеристики этого самолета, что кроется за аббревиатурой ТТХ.
Однако важно понимать, что эти сами ТТХ, которые и делают его таким уникальным, касаются собственно не самого его (базовым самолетом является вполне обычный и хорошо известный с советских времен серийный военно-транспортный самолет Ил-76), а установленный на его борту радиотехнический комплекс (РТК), который и позволяет превратить сам самолет, конечно вместе с этим РТК, в некий радиолокационный комплекс (РЛК) воздушного базирования…
Именно возможность поднять этот РЛК в воздух и делает его «дальним» (потому что резко увеличивает дальность обнаружения воздушных, наземных и надводных целей за счет расположения радиолокационной станции (РЛС) именно в воздухе) и соответственно — «уникальным».
Конечно, в свое время, при разработке и создании этого комплекса, «заказчики» (а это было мо ссср) пришли к выводу, что этот самолет следует наделить способностями не только собственно выявлять цели на значительном расстоянии, а иными способностями — обмениваться этой информацией об обнаруженных целях, с другими «абонентами», главным образом — другими КП(ПУ) и средствами поражения… то есть, осуществлять распределение, наведение и в целом УПРАВЛЕНИЕ действиями других средств (в том числе поражения) по выявленным целям. И желательно это делать в автоматическом (полуавтоматическом) режиме.
В соответствии с этими пожеланиями, кроме собственно РЛС, на самолет была установлена соответствующая аппаратура и оборудование, приспособленная для работы именно на самолете и «в комплексе» с этой РЛС… вместе, все это и получило название «Шмель»…
Вот именно его ТТХ и являются «ключевыми» для определения ценности и значения уничтожения этого самолета.
Если простыми словами, то в результате всех этих манипуляций, советскому союзу на исходе своего существования (самолет А-50, совершив первый полет еще в 1978 году, а был «принят на вооружение» только в 1989 году) удалось создать комплекс ДРЛО более или менее сопоставимый (но, разве только по назначению) с американским аналогом, самолетом ДРЛО ВВС США Boeing E-3 Sentry из РЛС AN/APY-1\2, совершившего свой первый полет еще в 1975-м году…
Потому что по своим ТТХ этот А-50 значительно уступал «американцу»… а процесс его «доведения до ума», изготовление и стоимость были настолько емкими… что были вполне сопоставимы с производством, например, стратегического бомбардировщика типа Ту-160.
Серийно, на Ташкентском авиазаводе ссср успел выпустить по одним данным — 33 самолета этого типа, а по другим — 31… в 1991-м, конечно, эти мощности с «дальней радиолокацией» воздушного базирования кончились.
В период с 2003 по 2009 годы рф реализовала программу модернизацию этого самолета, учитывая тот факт, что по своему назначению и возможностям, этот самолет занял ну очень важное значение в системе управления боевыми действиями на оперативном и стратегическом уровнях.
Главный смысл модернизации свелся к попыткам расширения всего комплекса ТТХ РТК «Шмель», его автоматизированной системы управления (АСУ) РЛК, а также аппаратуры связи и установки на борту самолета, образно говоря, туалета и буфета… или как это назвали в самой россии — «блок бытового оборудования»…
Модернизированный образец получил название А-50У.
Теперь, непосредственно, к последствиям…
— Учитывая такие факторы, как наличие ограниченного количества самолетов этого типа у рф (одни оценивают ее в 10 единиц, другие — в 9, и даже, 7, на самом деле эта цифра очень зависима от реального технического состояния этих самолетов… по моими оценками, их может быть в трудоспособном состоянии не более 5-и единиц), а также ограничены возможности рф, относительно дальнейшей модернизации и поддержания РТК этого самолета в трудоспособном состоянии (главным образом, из-за широкого использования комплектующих иностранного производства, в том числе , в составе элементной базы этого РТК), потеря КАЖДОГО самолета типа А-50У является для россиян достаточно чувствительной.
— Уничтожение самолета ДРЛО – уникальный случай в современной военной истории, потому что это, пожалуй, одна из важнейших воздушных целей из возможных. По крайней мере, на уровне с так называемым ПКП «Судного Дня», или «Бортом №1″… По сути это одновременно и «дальнобойное средство выявления» и центр управления и координации действиями всеми типами средств поражения оперативно-стратегического уровня противника.
— Гибель экипажа и боевого расчета обслуживания РТК этого самолета (а при его поражении, они почти гарантированно погибают) — еще одна чувствительная потеря для противника. Их не так легко и быстро подготовить, как кажется на первый взгляд. Особенно в контексте «управления и координации действиями войск(сил)».
По сути, это уникальные специалисты с очень специфической комбинацией (набором) навыков, как в профессионально-технической сфере, так и в области военного искусства.
— И еще одно из «общих» последствий. Поражение (уничтожение) самолета типа А-50У — это еще и более сильный удар по тому, что называется самими россиянами, «престиж государства и ее армии», а также морально-психологическому состоянию всего персонала, причастного к эксплуатации и использованию самолетов этого типа.
Теперь, конкретно… как это отразится (а точнее уже отражается) на ситуации…
Сначала о ТТХ, которые «имеют значение»
1) Возможность обнаружения воздушных целей (выходим из существовавшего еще до недавно района дежурства этих самолетов в северной и северо-западной частях Азовского моря)…
С северо-западного направления…
— по самолетам типа Су-24, Миг-29, Су-27 — траверс по дирекции юго-восток — северо-запад, условно Могилев-Подольский — Винница — Белая Церковь…
— по крылатым ракетам (КР) типа «Шторм Шедоу\СКАЛЬП» — траверс по той же дирекции, условно Скадовск — Никополь
— по цели типа установки РСЗО «Хаймарс»… возможно чуть дальше, где-то на уровне «Херсон и окрестности»…
— по групповой цели типа «механизированный\танковый батальон\рота на марше» — правобережная полоса вдоль Днепра ими, бесспорно, также просматривалась достаточно уверенно
— по морским (надводным) целям… почти до предела радиогоризонта (т.е. просматривалась почти вся акватория северо-западной части Черного моря, где могут действовать украинские плавсредства)
С северного направления… соответственно
— условно Киев — Путивль… по самолетам
— по КР, условно они начинали их видеть где-то из рубежа Запорожья — Покровское…
— цели типа ПУ РСЗО «Хаймарс» или ТРК «Точка-У» — они видели уже условно из рубежа Днепр-Павлоград и южнее, равно как и батальон\роту на марше…
По данным самих россиян эта «дура», якобы, может приводить через всевозможные командные алгоритмы (т.е. «согласовывая» и «утверждая»), где-то до 12 собственных истребителей, а в автономном режиме управления (то есть, самостоятельно, с борта А -50У), управлять практически целым авиаполком — до 30-ти самолетов…
Как по мне, цифры, мягко говоря, немного завышенные… потому что ну-у-у очень редко эта лайба наводила на практике более 4-6 собственных «бортов»…
Очевидно, наиболее важными целями для самолетов А-50У были самолеты Воздушных сил ВСУ. В первую очередь способны нести КРВБ (крылатые ракеты воздушного базирования типа «Штормов» и «Скальпов» + доработанные «Нептуны» и еще ряд других украинских средств воздушного поражения, о которых я официально не буду упоминать).
Причем, чередование А-50\А-50У было организовано противником таким образом, чтобы зона гарантированного обнаружения воздушных целей (а такой можно считать воздушное пространство начиная с рубежей обнаружения целей типа КР) полностью «накрывала» территории, где действуют российские войска.
По сути, противник стремился создать над своими войсками по всей Южной зоне сплошное и гарантированное радиолокационное поле.
А теперь возьмите и отодвиньте все эти рубежи и зоны…
МИНИМУМ на 200 КМ на восток… в воздушное пространство над Краснодарским краем рф, как это произошло сразу же после поражения А-50У над Азовским морем…
Что произойдет…?
По крайней мере, сразу несколько вещей…
— Гарантированное и плотное рл-поле над русскими войсками во всей Южной операционной зоне, что…? Правильно, исчезнет… и приобретет такие «красивые» качества, как «очаговое» и «ограниченное по высотам»…
– Рубежи гарантированного обнаружения противником воздушных целей типа самолет, крылатая ракета, а также наземных целей сместятся куда? Правильно, почти в задницу…
Не мне вам объяснять, как это повлияет… на РЕАЛЬНЫЕ возможности не только наших Воздушных Сил… но и всех ВСУ…
Думаю, вы самостоятельно, мои уважаемые читатели, способны сделать следующие выводы, в этом смысле…
И последнее… из последствий, достойных внимания…
О них я уже немного писал в предыдущих постах…
Очевидно, что россияне, конечно, могут нести «в эфирах» любую дичь о «френдли-файерах» со стороны своей ПВО и т.д. Этим они могут обманывать сами себя, свою «общественность» и любого другого…
Но в случае с уничтожением А-50У им объективно придется смириться с «жОСТкой реальностью», что у Украины есть «какое-то такое хитрое оружие» (скажем так), которое способно поражать воздушные цели типа самолет ДРЛО на расстояниях до 150-160 км. …
И что из этого следует…?
Верно… отныне, в этой полосе (начиная считать с ЛБС) НИКАКОЙ российский самолет не может считать себя «в безопасности», даже при всех «благоприятных» условиях выполнения полета…
И да,… самые интересные последствия… ЕЩЕ ВПЕРЕДИ…
Zvиздец Мангусту / Telegram