п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Новые малороссы. Когда Захарченко вырядится в шаровары Хмельницкого К концу прошлой недели об идее «Малороссии», озвученной главарем «ДНР», благополучно забыли. Но, возможно, слишком рано

Озвученная Захарченко идея «Малороссии» родилась не среди угольных отвалов Донбасса. Это часть опасной технологи мимикрии, достаточно гибкой и адаптативной к меняющимся внешним условиям идеи, – пишет Елена Снигирь для Деловой столицы. – В Кремле сделали верные выводы о том, что проект «Новороссия» не сработал. Апеллирование к мифу о российской имперской славе южных территорий не нашло ожидаемого отклика у жителей юго-востока Украины.

Несомненно, что «новороссийство» всего лишь отложено до поры до времени, ведь это красивая мечта российской политической, идеологической, творческой и церковной элиты об обширных южных просторах собственного Lebensraum. Кто же отказывается от мечты? Тем более что идти к ней можно разными путями.

Можно попытаться поговорить с украинцами на более понятном для них языке, затрагивая в подсознании знакомые лирические образы из произведений Гоголя, Шевченко. Вынуть из чулана запылившуюся мумию мифа о «воссоединении» двух «братских» народов в Переяславе и восславить «общего» героя – Богдана Хмельницкого.

Конструкт «дээнэровской Малороссии» очень прост и универсален. Он похож на лего – можно разложить на части и снова собрать что-то другое, а можно использовать лишь отдельные детали. Прямое его назначение – уничтожение Украины, о чем Захарченко открыто и заявил. То, что эту идею кто-то из боевиков не поддержал сегодня, не имеет значения, нужно будет – поддержат все.

Вместе с тем проект «дээнэровской Малороссии» очень предсказуем. Ведь кремлевские выдумщики, хоть и талантливы, но все же ограничены в выборе средств и методов. Будущее этого проекта напрямую зависит от нас – украинцев. От того, насколько верно мы распознаем угрозу, и от наших действий. Нельзя просто так взять и сказать в ответ на слова о «Малороссии» вслед за президентом: «Проект «Новороссия» был похоронен. Украина восстановит суверенитет над Донбассом и Крымом». Чтобы похоронить «Малороссию», нужно несколько больше усилий. И чем раньше, тем лучше.

Конечно, можно подождать пока само сдохнет. Но в этом случае мы будем расхлебывать последствия сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, это внутриполитическая дестабилизация Украины. Идея альтернативного государства со столицей в Донецке будет постоянно, но с разной активностью обсуждаться, обрастать домыслами из-за противоречивых комментариев Кремля и его марионеток и в конце концов обретет общеукраинскую известность в аккурат к каким-либо выборам. Вероятно, что появятся клоны-проекты «дээнэровской Малороссии» в среде украинских политсил, какая-нибудь «Украина-для-всех» или «Украина-быть-добру».

Концепт «дээнэровской Малороссии» как «альтернативной-Украины-для-всех» уже подхвачен первой линией глашатаев России, в том числе и среди наших сограждан. Далее тема будет внедряться в сферу обсуждения путей «примирения», «языка мира – языка вражды» и других схожих дискурсов. Как подобные конструкты используются в ходе выборов, мы видели неоднократно.

Предупредить такое развитие событий сложно, но возможно – прежде всего внятной коммуникацией со стороны официального Киева с обществом (что включает в себя, кроме воинствующей риторики, вполне конкретные действия). Чем невнятнее позиция власти касательно происходящего на востоке и чем путанее сигналы, которые получает общество, тем слабее его способность противостоять невидимой угрозе.

Можно, конечно, верить в безграничную мудрость украинцев или историческое везение. Но для выживания необходим скорее реализм, граничащий с пессимизмом, чем необоснованный легкомысленный оптимизм. Приблизиться к реальности может помочь напоминание об удивительной лояльности населения Украины к неоднозначным политическим силам – как старым, так и новым, и безграничной способности забывать, где разложены грабли.

Вторым направлением данного проекта является ослабление международных позиций Украины. На наших внешних партнеров весь этот «малороссийский маскарад» должен произвести впечатление внутреннего конфликта. Неважно, что Германия так резко негативно отреагировала на идею «альтернативной Украины», ведь горизонт планирования Кремля долгосрочный и цель его – не получить согласие Берлина уже прямо сегодня. Сейчас проект «дээнэровской Малороссии» стал предметом обсуждения в прессе, завтра о нем заговорят какие-то «аналитики» на Западе, а послезавтра — политики.

Отдельным слабым звеном в сфере внешнеполитической коммуникации дискурса вокруг войны на востоке Украины являются различные международные правозащитные структуры. Безусловно, их поддержка очень ценна, когда речь действительно идет о защите прав человека. Но уже ни для кого не секрет, что Россия не жалеет средств на максимальное присутствие в международных организациях, в том числе и правозащитных, и вполне пользуется плодами приложенных усилий. Мы наверняка услышим о необходимости примирения, о целесообразности учитывать разные взгляды и позиции в построении общего государства и, возможно, о запуске какого-нибудь «общеукраинского диалога/форума/платформы».

Есть ли противоядие? Есть. Нужно просто помнить самим и напоминать всем вокруг, что любой диалог о «примирении» возможен только после того, как прекратятся обстрелы, россияне уйдут с оккупированных территорий, включая Крым, и Украина восстановит полноценный контроль над границей. До того времени, как это произойдет, все примирительные хороводы имеет смысл водить только на Красной площади.

Ну и третья цель «новых малороссов», наверное, самое болезненное направление для украинцев, – наша идентичность. «Мы такие же, как и вы, только другие» – этот нарратив опасен и враждебен. Запуск проекта «дээнэровской Малороссии» означает абсолютно серьезные намерения Кремля по отношению к так называемым ДНР/ЛНР. Россияне делают в данном случае то, что и всегда, – воруют нашу историю. Но по Сеньке ли шапка?

Вероятно, одним из самых популярных запросов в поисковиках за последние дни стал флаг Богдана Хмельницкого. Скорее всего, Захарченко тоже гуглил это изображение, колористика и символика которого невероятно далека от восприятия рядового дээнэровца. Поэтому флаг Богдана Хмельницкого не будет флагом террористов из ДНР. Но это тоже не имеет значения. Важна сама связка «Малороссия»–Хмельницкий, которая позволяет взять на вооружение весь советский историко-пропагандистский материал о вековом единстве двух «братских» народов и дополнить его современными смыслами и украинской символикой. Вполне вероятно, что российские геральдисты уже вдохновенно трудятся над символами «дээнэровской Малороссии», компилируя геральдику эпохи казачества, современную геральдику Украины, особенно военную, и то, что уже нарисовано для боевиков. Эти художества мы еще увидим, как и услышим старые новые песни об «общем» историческом наследии.

Нельзя исключать, что то ли в угаре, то ли в ударе Захарченко организует костюмированные балы в шароварах и вышиванках. Бороться против такого жесткого трэша будет бессмысленно. Целесообразнее помнить, что, будучи безликим никем, очень просто примерять чужие образы. Единственное, что никак невозможно примерить, – ценности. Наше историческое наследие, кроме внешнего образа, имеет ценностное измерение, которое в силу сложных исторических обстоятельств еще не до конца осмысленное и осознанное нами. Но которое составляет нашу генетическую память и мотивирует поведение.

Имея разные ценности, примириться невозможно. И боевики на Донбассе, и их хозяева в Кремле это очень хорошо понимают. Поэтому проект «дээнэровской Малороссии» – еще и зов ко всем украинским обитателям российского ценностного поля. Совершенно ясно, какая судьба ожидает представителей иного мировоззрения в случае победы Кремля. Следует просто полистать историческую хронику.

Сложно представить, как можно иметь ценности, которые даже не решаешься озвучить. Здесь у боевиков на Донбассе, равно как и у их хозяев в Кремле, дела совсем плохи. Если бы кремлевские ценности были озвучены соответственно их сути, разговор с западными странами, равно как и с собственным населением, был бы совершенно другим. Поэтому население оболванивается до потери способности логически мыслить, а для внешних партнеров разыгрывается спектакль с фигой в кармане. Искусно используя дипломатическую риторику, Кремль создает ошибочное восприятие России как носителя общих с Западом ценностей. При этом российская правящая элита открыто говорит, что считает Запад соперником в ценностной сфере. Вообще, россияне всегда довольно откровенно и дерзко озвучивают свои намерения. Но для осознания того, что что-то идет не так, Западу нужно было получить урок последствий своего пренебрежения российской угрозой.

Украине же слишком дорого обходятся уроки воображаемой дружбы с Россией. Нам полезно хорошо уяснить, что Россия не имеет права на кредит доверия с нашей стороны и не имеет презумпции невиновности. Проще говоря, Россия и россияне – враги, пока не докажут обратное. И та же свежая идея «дээнэровской Малороссии» подтверждает российские враждебные планы. Этот конструкт можно раскладывать и складывать еще во много разных комбинаций. При этом важно понимать, что это фактически ультиматум Киеву. А значит, война будет долгой.



Поділіться цим