Итак, прошел Собор УПЦ МП и есть весьма занимательные решения. Фактически можно говорить о выходе украинских парафий из Московского Патриархата. Об этом идет в постановлении Собора.
Да, формально РПЦ не послали вслед за русским кораблем. Хотя… далее даю цитаты:
- Виражаємо незгоду з позицією Патріарха Московського і всієї Русі Кирила щодо війни в Україні.
- Собор ухвалив відповідні доповнення і зміни до Статуту про управління Української Православної Церкви, що свідчать про повну самостійність і незалежність Української Православної Церкви.
…
- Собор мав міркування про відновлення мироваріння в Українській Православній Церкві.
И вот расшифровка пунктов 4 и 6 дана в комментариях престоятелей Церкви. В частности это
— самостоятельно варить миро (прерогатива автокефальных церквей)
— свой суд (так же признак самостоятельности)
— рукоположение епископов и создание парафий за границей (то есть определение территории деятельности)
То есть имеем три из трёх признаков – своя иерархия, своё миро, свой церковный суд. Причём, в вопросах мироварения особенно интересно – именно этот пункт считается РПЦ ключевым при определении автокефалии церкви (с точки зрения Вселенского патриархата варить миро может только Вселенская церковь, но это не соблюдается по факту).
Ну и самостоятельность епископов на время военного положения как вишенка на тортик.
Ещё раз, формально слова «автокефалия» не прозвучало, есть слово «повна самостійність і незалежність Української Православної Церкви». НО как не назови, а РПЦ похоже теряет свои украинские парафии. Ведь даже после войны вряд ли киевские иерархи решат отдать свои права, которые сегодня взяли.
Будет ли объединение с ПЦУ?
На данном этапе нет. УПЦ (уже не МП) настаивает на большей ступени самостоятельности и более весомом статусе. Теоретически церкви могут объединиться, но тут уже будет вопрос мирской (светский) – кто какой пост займёт.
Но в любом случае у Путина и Кирилла случится нервный тик.
Почему? Об этом писал ещё в 2015-17. РПЦ считает себя наибольшей православной церковью мира. И говорит о наличии более чем 37 тысяч культовых зданий (забавно, не приходов, а именно зданий). Но вот беда, 14 тысяч из 37 «российских» – украинские приходы. Если считать по «зданиям», то есть учитывать часовенки, то и все 20 тысяч будет.
А вот дальше начинается самое забавное. 37-20 = 17. Это с учётом Молдовы, Беларуси, стран Балтии, Средней Азии и РПЦЗ (заграничной, которая лишь формально считает себя частью РПЦ (но не теперешней)). И малейший дрейф хоть одной из этих церквей (возможно в Молдове и новое отдаление РПЦЗ) создаёт забавную ситуацию:
Крупнейшей православной церковью мира становится… румынская с 16 тысячей приходов.
А теперь подумайте, что будет с тезисами «защитники православия», «третий рим». Что, в конце концов, будет с балансом сил в православном мире.
Одним словом, если УПЦ все же не МП окончательно, что Кремль в ближайшие годы будет наблюдать как размывается его система влияния через религию. Микс разведки и МИДа который по недоразумению называется РПЦ будет терять влияние день ото дня.
Забавные процессы пошли.
ЗЫ: может ли Украинская церковь стать самой крупной в православном мире? Теоретически да. Но для этого необходимо
а) преодоление амбиций иерархов (бе вмешательства государства) и объединение церквей
б) обновление базиса отношений с Вселенской церковью (предоставление бОльших прав).
г) Время.
Но это уже совсем другая история.
Игорь Тышкевич / Facebook