С точки зрения Владимира Путина Украины не существует, и он оставляет за собой право на расчленение страны. Это коротко о статье хозяина Кремля по нашей истории. Реакция Украины была более чем скромной: короткое заявление Михаила Подоляка. Путин задал новый информационный тренд и — хотим мы того или нет — Украина будет вынуждена жить в его парадигме. Поэтому следует дать ответ на ряд ключевых вопросов о нашем будущем.
Почему именно сейчас
О том, что подобная статья появится, Путин намекнул еще 13 дней назад на «горячей линии», когда общался с россиянами. Тогда он заявил, что мы и россияне — один народ. Появление этой статьи именно 12 июля связано с визитом Зеленского к Меркель. Кроме прямого посыла украинцам там не менее прямой посыл европейцам и США: «Я готов к разделению Европы, хотите вы этого или нет». Есть еще и непосредственный посыл немцам: вы никуда от нас не денетесь и будете поддерживать «Северный поток-2» и другие наши начинания, несмотря на то, будем ли мы воевать с Украиной. США же Путин недвусмысленно дал понять: на этой территории он хочет устанавливать свои правила.
Главный посыл украинцам
К статье Путина в Украине отнеслись легкомысленно — мол, пожилой диктатор совсем сошел с ума и пишет откровенную чушь. Однако на эту историю следует смотреть шире. На первый взгляд главный посыл статьи Путина всем украинцам: вас не существует. Но это долгий многолетний путь по изменению идеологем, что возможно лишь при смене власти. В краткосрочной же перспективе основной посыл этой статьи: вы должны бояться уже, ведь дамоклов меч моего (Путина) безумия может упасть на Украину в любой момент. Главная цель этого текста — посеять страх, который, с одной стороны, может захватить нашу не самую смелую элиту, а с другой — широкие массы. Параллельно прямым текстом сказано, что вы или входите в российскую орбиту, или вас не станет как государства (о механизмах расчленения чуть позже). Следует отметить: сейчас это прежде всего психологическая атака.
Что делает украинская власть
Судя по первой реакции, власть не была готова к этой статье, хотя Путин фактически анонсировал ее 13 дней назад. Сейчас внешняя политика Зеленского сводится к малореалистичному проведению нормандского формата с участием США, хотя Штаты уже говорили, что не готовы к этому. В конце концов, переговоры с Меркель прошли малорезультативно, если не сказать, что почти провально. Важно, что мы не пошли на прямую имплементацию плана Штайнмайера, но это было понятно еще до визита.
Когда ждать агрессию?
Путинский план А — испуг украинских чиновников и изменение ряда законов как демонстрация лояльности. После этого, конечно же, будет следующий шаг по подавлению Украины, но наши политики часто не мыслят такими категориями. Сейчас многое будет зависеть от работы Офиса президента: от того, какой посыл там дадут (и дадут ли вообще).
По плану Б, то, судя по всему, сейчас будут включены все возможные механизмы по дискредитации Зеленского (ролик об оккупированном Донецке и танке — это первая ласточка). Параллельно запустится проект «перевыборы» и начнется раскачивания ситуации в ряде регионов (не следует забывать, что власти Киева ниже облсовета почти нигде не опускаются). Прямая агрессия — это крайняя точка, поэтому с высокой долей вероятности можно говорить о гибридных действиях россиян, а не непосредственно военных, в ближайшие 6-9 месяцев.
Что нужно делать (международный аспект)
- Срочно собрать Совбез ООН.
- Провести телефонные переговоры с ключевыми руководителями «Большой семерки».
- Пока еще работает Конгресс (каникулы с 3 августа), попробовать организовать соответствующую резолюцию или хотя бы слушания.
- Сделать все возможное для наращивания военной помощи, в частности, в виде летального оружия.
Что нужно делать (военный аспект)
- Уволить министра обороны как такового, что не соответствует занимаемой должности.
- Срочно подписать оборонный заказ и максимально ускорить процесс поставки в армию беспилотников и целого ряда ракетного оборудования.
- Принять закон о теробороне (а не о каннабисе) и в кратчайшие сроки развернуть ее. В закон следует внести как минимум две правки: предоставить теробороне тяжелое вооружение, а не только стрелковое оружие, и подчинить ее Генштабу, а не губернаторам.
- Одна из важнейших задач — усиление боевого духа армии и населения. На это должна быть направлена вся идеологическая работа государства, даже если это и потребует решений, выходящих за пределы права.
Что нужно делать (внутриполитический аспект)
- Победить страх, который будет сеять российская пропаганда, можно только коллективными усилиями. Сейчас должна быть создана консолидированная межпартийная платформа по обороне страны. Главная задача сделать так, чтобы Путин понимал: прямая агрессия будет стоить слишком дорого.
- Ключевая роль сейчас будет принадлежать СБУ и здесь архиважно, чтобы новые возможности СБУ не превратились в коррупционные истории.
- Государство имеет все рычаги в сфере СМИ, чтобы дать понять: активное педалирование этой темы плохо закончится.
Что нужно делать (гуманитарный аспект)
Как бы это странно не звучало, но Зеленский (именно он и только он) должен написать статью о нашей истории, где указать на агитационную ложь Путина, начиная от Александра Невского, который был верным вассалом орды, и заканчивая таким нюансом, как Голодомор, о котором Путин не сказал ни слова. Это должно быть профессиональная статья, легко и доступно написанная, а заканчиваться она должна самым важным: «Мы не дадим переписать историю».
Мы должны сделать большую программу по написанию нашей истории с максимальным количеством правдивых фактов, разбивать российские мифы. Параллельно каналы должны получить финансирование на создание видеопродукта о нашей истории. И это должно быть именно обязанность каналов — создавать соответствующий контент.
Отдельно мы должны написать нашу историю городов и сел Украины (последняя редакция безбожно устарела), ведь пассажи Путина о «Новороссии» или Закарпатье — четкий посыл, что сейчас пойдут огромные деньги на создание мифов о возникновении и жизни целого ряда регионов и городов (прежде всего это касается Одессы, Николаева и Херсона).
Мы должны подготовить наше медиапространство к блокированию ложного контента и закрытия целого ряда СМИ.
Худшее, что может произойти, — это сделать вид, что этой статьи не было и все как-то рассосется.
Вадим Денисенко / Facebook