Дмитрий Песков осудил решение Совета ЕС по введению санкций против отравителей Навального. Впрочем, было бы странно, если бы он это решение одобрил. Больше всего Дмитрия Сергеевича возмутило то, что в выборе лиц, попавших в санкционный список, нет никакой логики.
«Печальная сторона этого вопроса в том, что никакая логика в подобном решении не просматривается. Это как раз и является отягчающими обстоятельствами решения», – огорченно заметил Песков. И тут с ним невозможно не согласиться, и я лично печаль Пескова разделяю. Частично.
Вот смотрите: в документе, опубликованном в официальном журнале Евросоюза, на 341 странице изложены доказательства причастности к «применению и распространению химического оружия» шести физических и одного юридического лица. Это первый замглавы АП Кириенко, глава управления АП по внутренней политике Ярин, полпред президента в Сибирском округе Меняйло, глава ФСБ Бортников и два заместителя Шойгу – Попов и Криворучко. Юрлицо – ГосНИИОХТ, контора, в которой разрабатывался «Новичок» и которая должна была его уничтожить. Там еще есть примкнувшее к ним седьмое физлицо Пригожина, но его не за Навального, а по совокупности учиненных им гадостей в Ливии и ЦАР.
Так вот, попробуйте включить воображение на полную мощность и представить себе, что однажды, теплым августовским вечером в кабинете на Старой площади собрались Кириенко с Яриным, обсудили Хабаровск, потом подготовку к думским выборам-2021, ни к чему хорошему не пришли, и вдруг решили отравить Навального «Новичком». Позвонили Бортникову – тот, естественно, двумя руками «за». Подключили генералов Попова с Криворучко – Шойгу решили не говорить – вдруг разболтает. Меняйло поставили в известность, поскольку на его территории.
Тут же позвонили гендиректору ГосНИИОХТ Кондратьеву, мол, Владимир Борисович, отсыпь «Новичка», очень надо. Кондратьев, когда узнал зачем, конечно, мгновенно согласился, мол, на доброе дело не жалко, только спросил: «А Путин знает?». – «Да ты что, Владимир Борисович, совсем рехнулся?!», – в ужасе прошептал Кириенко. – «Да если Владимир Владимирович узнает, он же нас всех… страшно представить! Он же гуманист, он же засыпая все время о слезинке ребенка думает, и сам в слезах каждое утро просыпается!». И Кириенко тут же отзвонил Бортникову, Меняйло и двум генералам, чтобы Путину невзначай не проговорились. Те, понятное дело, согласились…
Ну что, как вам версия? Мне как-то не очень… Некоторые популярные политологи, известные своими «инсайдами» из апешечки, давно уже запустили конспирологическую утку про то, что Путин смертельно болен и его заперли в бункере как Ленина в Горках и фактически отстранили от власти злые силовики, которые и творят весь этот беспредел без ведома президента. Даже если эта конспирология имеет какое-то отношение к реальности, в чем я очень сильно сомневаюсь, предположить, что из этой странной картины мира исходили чиновники Евросоюза при составлении списка отравителей Навального, совершенно невозможно.
Когда Песков заявляет, что «в выборе попавших в список лиц нет никакой логики», он прав, но только частично. Логика в этом выборе есть, причем логика чисто чиновничья, но эта логика обрывается на самом верху, образуя в списке отравителей зияющую дыру.
Вот образец той логики, с помощью которой Евросоюз обосновал санкции против Кириенко: «…отравление Алексея Навального было возможно только с одобрения Администрации президента. Принимая во внимание его лидерскую роль в администрации, Сергей Кириенко несёт ответственность за побуждение и поддержку людей, которые осуществили отравление Алексея Навального с применением нервно-паралитического вещества «Новичок», что, согласно Конвенции о химическом оружии, является использованием химического оружия». Это из того самого 341-страничного документа ЕС.
Точно таким же образом обосновываются санкции и против других фигурантов списка. Например, вот что пишет ЕС про Ярина: «Андрей Ярин входил в оперативную группу администрации президента, которая должна была противодействовать влиянию Алексея Навального в российском обществе, в том числе посредством операций, направленных на его дискредитацию… Отравление Алексея Навального было возможно только с согласия администрации президента. Учитывая его руководящую роль, Андрей Ярин несёт ответственность за побуждение и оказание поддержки лицам, которые осуществили или были причастны к отравлению Алексея Навального нервно-паралитическим веществом «Новичок»…
Далее, то же что и по Кириенко. Генерал Криворучко курирует в минобороне военно-техническое обеспечение, генерал Попов – военные инновационные разработки. Оба в той или иной мере имеют отношение к разработке, хранению и утилизации боевых ядов. Место в списке отравителей директора ФСБ, сотрудники которого круглосуточно следили за Навальным, тоже вполне законно, обоснованно и логично.
А дальше наступает сбой логики. «Лидерскую роль» Кириенко и «руководящую роль» Ярина в администрации президента чиновники Евросоюза заметили и учли при составлении списка, а такую мелочь, как целого президента РФ которого эта самая апешечка обслуживает и который всех этих яриных с кириенками может казнить или миловать, а может заставить передвигаться только ползком и исключительно параллельно стенкам, – в упор не разглядели. Бывает…
Роль и политический вес Навального несомненно вырос после покушения. Он стал для Запада тем человеком, которого будут принимать на самом высоком уровне и к чьему мнению станут прислушиваться, прежде всего, в Европе. Но переоценивать его роль не стоит. Чиновники Евросоюза формируют политику в соответствии со своей логикой, осторожной, неторопливой, в чем-то неуклюжей. Иной чиновничья логика не бывает. Ну и что с того, что Навальный прямо обвинил Путина в своем отравлении. Ну и что с того, что никакие Ярин с Кириенко и Попов с Криворучко без прямой санкции Путина не стали бы убивать главного оппозиционера страны. Времена Черчилля с де Голлем и Рейгана с Тэтчер прошли. Нынешние мировые лидеры все больше «выражают обеспокоенность» и «предупреждают об ответственности», а сильных политических решений от них ждать не стоит. А значит, проблему Путина и его режима россиянам придется решать самим…
Игорь Яковенко