Хочу поделиться своим видением ситуации между Россией и Турцией, войны между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным. Я не претендую на аналитизм и плохо разбираюсь во внутренней политике Турции, не знаю деталей о сирийской войне, которые знают настоящие эксперты. Единственный мой плюс – я немного знаю психологию Путина и то, как он выкручивает руки разным странам и их лидерам, какие у него для этого есть методы. Думаю, что они будут применены и к Турции, и к Эрдогану в том числе. И конечно, я хочу, чтобы прогноз, который вы прочитаете, не сбылся. Он не очень хороший для прогрессивного человечества и Турции. Может, тактически он и будет казаться хорошим, но стратегически – это далеко не так.
Начнем с крымскотатарской поговорки: «Не опирайся на воду, не верь русскому». С этого собственно всё начинается и этим всё заканчивается. Не так давно Турция подписала с Россией что-то вроде «вечного мира», взаимовыгодного сотрудничества, в ходе которого Россия поставляет зенитно-ракетные комплексы С-400, из-за чего у Турции начались проблемы с НАТО, хоть она и остается членом организации. Даже предполагалось, что поскольку у Турции есть американские самолеты, их будут пристреливать, а взамен получат информацию об американских самолетах, ведь русские ракеты для них и предназначены. Поэтому я думаю, что эти ракеты были частью договоренностей по Южному потоку – тут всё связано.
В то же время Путин продолжает войну в Сирии, организует миллионы беженцев как в Турцию, так и в Европу. Это гибридная, комплексная политика, в результате которой на популизме и мигрантофобии ко власти в Европе приходят популисты правого или любого другого толка, устраивающие Россию. Это такие гибридные клещи, с помощью которых Путин держит весь мир.
Соглашение между Турцией и Россией действовало до определённого момента, до раздела сфер влияния – турецкой и российско-асадовской. И оно было нарушено, поскольку «если сосед русский, держи топор под подушкой» – тоже крымскотатарская народная мудрость. Слава богу, у Турции есть дееспособная армия. Турки хорошо ответили за своих погибших солдат, которые были якобы обстреляны с воздуха сирийскими летчиками. По-моему, в Сирии, будто вьетнамский летчик Ли Си Цын, действует какой-нибудь сирийский летчик Ибн Иванов, прилетевший из Рязани или крымских военных баз.
Эрдоган оказался в тяжелой ситуации
Я уверен, что это связано с Россией, и уверен, что Эрдоган должен об этом знать, будучи президентом большой, серьезной страны на стыке Европы и Азии. Турецкий президент решил укрепиться на арабско-ближневосточном фронте, но там же решил укрепиться и Путин. Турция ввела свои войска и продолжает защищать там часть территории и сирийских граждан, получая к себе миллионы беженцев. Конечно, за толерантность и терпеливость к людскому горю туркам можно ставить памятник, при том, что у арабов с турками далеко не всегда были хорошие отношения, это не один народ. Такое количество беженцев – это огромная гуманитарная проблема для любой страны. И устроил эту проблему, конечно, Путин, поддерживающий марионеточный режим Башара Асада. Сирийцы используются как пушечное мясо, но на самом деле это воюет Россия. Давайте честно скажем, как Путин воюет с Украиной, так точно воюет и с Турцией. Но почему одновременно воюя, он вроде как поддерживает дружеские отношения с Эрдоганом и турками, всегда ведет какие-то переговоры?
Продолжаем третьей крымскотатарской поговоркой: «Не сажай во дворе березу, придет русский и скажет, что это его земля». Но там даже березы не понадобилось. Русские решили, что это их земля, Путин решил, что это очень удобный плацдарм – с одной стороны, можно шантажировать и держать на крючке Израиль, а с другой – можно шантажировать Турцию, которую он уже почти фактически взял в клещи. В Армении, там, где курды, у него стоит большая армия, с чем сама Армения ничего не может сделать. К сожалению, она стала абсолютным сателлитом России, тоже благодаря такой гибридной российской политике в духе «разделяй и властвуй». На юге расположены российские военные части, в том числе авиационные, и Крым выступает в качестве военной базы, с которой тоже осуществляются и бомбежки Сирии, и подвозка материальной части, оружия и так далее.
Не нужно и к бабушке ходить, чтобы будить ее на том свете и спрашивать, кто помогает воевать Асаду. Асад давно бы рассыпался в прах, если бы не Путин. Путин бомбит города, создавая беженцев, беженцы – в Европу, Турция ссорится с Европой, Европа вся на ушах – дестабилизация идет из Сирии, как цунами. Не знаю, понимают ли это турки и политический турецкий класс, а также сам Реджеп Тайип Эрдоган.
Но что там делают русские? Чем им там намазано, какой сакральностью? Мы знаем, что Кирилл и Мефодий из Сирии, но алфавит вроде как принадлежит не только русским (правда им и этого всегда хватало).
Дело в том, что часть сакрального сознания Путина сосредоточена на том, что Москва – это третий Рим. Идеальная цель Путина – это полный контроль проливов, ведь пока проливы под чьим-то контролем (тем более Турции — страны НАТО), всё может закончиться чем-то печальным для России. А Россия – хозяйка мира и должна им управлять, не привлекая внимания санитаров, поэтому Путин всё делает для того, чтобы «повесить щит на врата Царьграда».
Если кто-то думает, что это какой-то заговор и Муждабаев сошел с ума – еще до войны, кажется еще до 2012 года, один товарищ, знакомый с путинским пропагандистом Соловьевым, который тогда еще был либералом, передал мне сказанные им где-то в узком кругу слова: «Путина обсели попы, как мухи, и твердят ему, что он помазанник божий, что он наследник великой империи, что Царьград, врата…» – хотя на самом деле это и был киевский князь Святослав, но это не имеет никакого значения.
Турция рассматривается Путиным как мишень, хоть он пока и не может её сожрать. Он хочет забрать весь регион бывшей Османской империи, хочет влиять, если удастся быть там хозяином в гибридной или прямой форме. Терроризировать Турцию он может со стороны Сирии, также он может всегда разыграть курдскую карту – курдов они кормят давно – и обещаниями поддержки, и деньгами. Точно так же, как Россия использует против Израиля палестинских арабов, как только Израиль перестал нравиться Сталину. Таким же пушечным мясом Путин может сделать курдов.
В определенный момент Путин может сделать дестабилизацию внутри Турции, с помощью экономических и политических неурядиц. Я уверен, что в российском генштабе лежит план политической дестабилизации Турции с последующим разделом и захватом проливов Босфор и Дарданеллы и так далее. Это абсолютное сумасшествие в нашем понимании, но зная психологию и ментальность этих людей, становится понятно, что это серьезный расчет на то, что мир находится в параличе воли. Это расчет на то, что Эрдоган сейчас находится в ловушке – он не хочет подчиняться Европе, НАТО и США, он хочет влиять в этом регионе, но и от европейского вектора Турция в целом не отказалась. Но в их отношениях сильно похолодало. Посол США в НАТО прямо сказал: «Господин Эрдоган, Турция должна сделать выбор – кто ваш союзник НАТО (читай США) или Россия». И Эрдогану предложено отказаться от русских зенитно-ракетных комплексов С-400.
Для Эрдогана это очень серьезный вопрос. На днях он поедет в Москву, встречаться с Путиным, и я знаю, что последний ему скажет по смыслу, разговор будет очень простой: «Если вы хотите разорвать со мной отношения – нет проблем. Да, будем воевать и „нас там нет“, но вы же понимаете, Россия из этого региона не уйдет, у нас там свои интересы».
А теперь перейдем к экономической части вопроса, где и в какой стране турецкий бизнес делает огромные деньги? Страна называется Российская Федерация. Каким образом Путин может сказать Эрдогану, что будет с активами турецких бизнесменов? Он уже делал это с Арменией, когда её тогдашнему президенту Сержу Сарксяну, который пытался договориться с тогдашним президентом Турции Абдуллахом Гюлем, было сказано прямо: «Ни одного предприятия не останется, ни одной фирмы, весь бизнес армян в России будет уничтожен. Заберешь их к себе, а они потом с тобой сделают что хотят». Здесь будет сказано то же самое: «Хочешь со мной конфликта, идти в НАТО, отказываться от С-400? Тогда отказывайся от всех газовых потоков, пересмотрим взаимоотношения. Так хочешь? Ну, тогда имей ввиду, что не будет никакого турецкого бизнеса». И в обозримое время его закроют, ведь ФСБ и налоговая работают быстро. Это не Украина, где российский бизнес до сих пор работает, потому что по закону их нельзя трогать. Там такой лузерской демократии не будет, Путин просто скажет: «Всех пущу по миру». Множество бизнесов принадлежит турецким гражданам, бизнесменам – это сотни тысяч людей, только прямых бенефициаров, предприятий в Турции. Поэтому Эрдоган 10 раз подумает, кто для него опасней во внутренней политике – патриоты, которые говорят о том, что надо воевать, ведь Россия – враг. Понимая, кто воюет с ними в Сирии. Или, условно говоря, люди партии мира, которые скажут: «Вы что, ребята, мы же обрушим экономику!», – а там с экономикой и так стало хуже, чем раньше. И я совершенно не уверен, что Эрдоган выберет войну до победного конца.
Мой прогноз обратный – подействует угроза Путина об экономическом удушении турецкого бизнеса. Он пообещает очередной «мир» Эрдогану, а тот будет вынужден с этим согласиться или уехать ни с чем. Путин продолжит шантажировать и убивать. Все будет как на Донбассе, ничего не меняется, методы одни и те же – шантаж, угрозы, шантаж, угрозы, обман, откровенная ложь, договор не стоит бумаги, обещания не стоят воздуха, которым выдохнуты эти обещания, если их произносит русский.
Эрдоган оказался в тяжелой ситуации, Путин ощутил себя хозяином положения – весь мир лег, ни у кого не хватает воли. Макрон собирается на день победы путинизма – праздник «победобесия» 9 мая. Я почти уверен, что туда поедет Ангела Меркель и президент Германии, поедет и премьер-министр Израиля, который таким же образом принужден к миру – шантажом и присутствием России в оккупированной Сирии. Это уже Россирия, Асад уже даже не комическая фигура. Это Россирия – оккупированная территория. К сожалению, мой прогноз таков – условием очередного «вечного мира» с русскими на каких-то условиях, пристойных или непристойных для Турции, будет то, что Реджеп Тайип Эрдоган будет приглашен на парад победы в Москву, и это будет предложение, от которого нельзя отказаться. На Эрдогана будет оказано страшное давление, ради этого приезда в Москву, стояния у мавзолея, присутствия на трибуне и приеме этого парада. Я не верю в то, что у Путина недостаточно рычагов давления на Турцию в том положении, в котором она сейчас. Она оказалась практически без прямой поддержки НАТО, оказавшись в этом конфликте интересов, когда хочется быть и сильной региональной державой, и иметь свое влияние в регионе, но с другой стороны не хочется подчиняться влиянию НАТО. Но НАТО это не нравится, американцам это тоже не нравится, а во главе США – Трамп, который вывел свои войска из Сирии и фактически отдал её Путину, оставив там Эрдогана наедине с путинскими войсками и пушечным мясом, которое называется ассадиты. Дай бог, чтобы этот прогноз не сбылся, но он довольно вероятен.
Айдер Муждабаев / Facebook