В прошлом месяце я уже писал о том, что после введения Турцией новых правил судоходства, которые касаются в первую очередь танкеров, поставки российской нефти морским путем через порт Новороссийск стали задерживаться. Причём задержки значительные. Некоторые поставки «черного золота» доходят до заказчика с опозданием на месяц и более.
И, казалось бы, эту проблему следует как-то решать, но по состоянию на начало февраля – решения нет. При этом, более 47 нефтяных танкеров продолжают находиться в очереди на прохождение турецких проливов, задерживая поставку более 40 млн баррелей нефти.
Конечно, нельзя в данном случае говорить, что данные правила вредят лишь России, они касаются практически всех судовладельцев. Но именно Россия является крупнейшим поставщиком нефти в регионе, пользующийся именно танкерной перевозкой.
По сути, Турция ввела против РФ «бархатное» эмбарго, когда вроде и нет никаких запретов на поставку нефти, но при этом создаются такие условия, при которых осуществлять эти поставки просто невозможно.
На сегодняшний день средиземноморские покупатели российской нефти уже начинают испытывать неудобства, поскольку задержки поставок сырья на месяц и более, уже их выбивает из сроков и обязательств. Не исключено, что в скором времени мы станем свидетелями разрывов контрактов.
Если это произойдет, то главный нефтяной хаб РФ на Черном море – Новороссийск, лишится доходов от транспортировки нефти, а это около 700 тыс баррелей сырья в сутки. Нагрузку же Новороссийска переложат на северный маршрут через Балтийское море.
Но, это все констатация факта, как и то, что пока вы читали этот текст, в очереди прибавилось ещё четыре танкера с более чем 2 млн баррелей нефти на борту. Но интересно другое, зачем Турции все эти сложности с новыми правилами навигации и создание заторов на входах в проливы?
Конечно, Анкара в любой момент может вернуть старые правила и сказать «извините, эксперимент не удался», но она этого не делает. Хотя времени было предостаточно, как-никак правила поменялись ещё в сентябре 2018, а к ноябрю было ясно, что они не идеальны.
По всей видимости, подобной формой осложнения судоходства для танкеров через свои проливы Турция пытается вынудить Россию на диалог, по ряду стратегически важных для неё вопросов. А, как известно, в коридорах власти этих двух стран очень много острых углов. И один из них это сирийский вопрос, по которому Анкаре нужно значительно больше, чем она имеет на сегодняшний день, но прямого и открытого конфликта с российскими «интернационалистами» она не желает.
А потому, на чашу весов положен довольно весомый для Кремля груз – статус Новороссийска как надежного нефтяного хаба, через который проходит без малого 15% экспортного нефтяного потока РФ. Что получит взамен Анкара – покажет время, но торг будет весьма существенным.
Александр Коваленко / Live Journal