п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Олеся Яхно: Почему у нового плана ОБСЕ по Донбасу нет шансов Любой мирный план возможен только тогда, когда Россия поймет, что Украина – неуязвима

Как мы знаем, cпецпредставитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик заявил, что существует новый план мирного урегулирования на Донбассе, который должен заменить Минские договоренности. Главная идея заключается в том, что ООН и ОБСЕ должны действовать не параллельно, а вместе под общим руководством во главе с так называемым специальным представителем: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже действует на местах. В связи с этим хотела бы озвучить несколько позиций.

Во-первых, Сайдик неоднократно договаривался о режимах перемирия, которые потом нарушала Россия. Любой мирный план не на условиях РФ не имеет шансов на реализацию – пока Кремль все еще не теряет надежды на то, что по итогам выборов в 2019 году (парламентских в том числе) удастся навязать свой вариант, то есть, перевести военный взлом ситуации в свою геополитическую победу.

Во-вторых, в отношении миротворцев ООН позиция РФ заключается не в том, чтобы реально начать деоккупацию Донбасса, а в том, чтобы ее усилить – и таким образом усилить свои шантажистские позиции. То есть, к военному шантажу (через свое присутствие на Донбассе и поддержку войны) добавить еще и политический компонент – для шантажа всей Украины. Кремль категорически против допуска миссии (не то что ООН, а вообще любой, в том числе наблюдательной) на всю территорию ОРДЛО, включая российско-украинскую границу. И понятно почему – позиция «нас там нет» в таком случае перестанет быть предметом пропагандистских спекуляций со стороны РФ. Владимир Путин рассматривает миссию ООН только в том случае ее размещения на линии разграничения, что только еще больше будет работать: 1) на оккупацию части Донбасса Россией; 2) на версию якобы о «гражданской войне» с ОРДЛО.

В-третьих, попытки уйти от Минских соглашений могут привести к снятию части санкций против РФ со стороны ЕС. Как мы знаем, за предыдущий год Россия неоднократно пыталась навязать предложения мимо Минских соглашений (провести псевдореферендум, уругелировать ситуацию по типу Чеченского варианта – через назначенца). Раз у Запада и Украины выработан общий подход в отношении реализации Минских соглашений – вначале безопасность, потом политическое регулирование (и санкции – это инструмент принуждения России к деоккупации) – значит, Кремль будет пытаться навязать предложения в обход Минска.

Любой мирный план возможен только тогда, когда Россия поймет, что Украина – неуязвима, и ее шантаж невозможно перевести ни в какие геополитические позитивы для РФ. За годы войны, на мой взгляд, в Украине сформировался консенсус в обществе в отношении оккупированных территорий, суть которого в следующих позициях: 1) Украина не отказывается от своих территорий – ни от Донбасса, ни от Крыма, но будет их возвращать на украинских, а не российских условиях; 2) никакие обмены (в частности, Крым на Донбасс) – не приемлемы; 3) Украина будет возвращать свои территории мирно-дипломатическим способом, что не противоречит параллельному процессу усиления нашей обороноспособности (в этом смысле деление политиков/партий на «партии мира» и «партии войны» – политический штамп); два крайние варианта – силовой возврат территорий и мир любой ценой (то есть, капитуляция) – неприемлемы.


Олеся Яхно-Белковская / Facebook
Поділіться цим