Пять лет назад президент Виктор Янукович подписал так называемые «законы диктатуры», принятие которых станет кульминацией его бесславного правления.
Эти законы, которые были приняты депутатами из двух антиукраинских организаций – партии Регионов и Коммунистической партии Украины – с многочисленными нарушениями парламентской процедуры, не просто превращали Украину в отвратительный клон путинской России или лукашенковской Беларуси, они даже бросали вызов этим авторитарным режимам своей репрессивностью и глупостью. Статус иностранных агентов для общественных организаций, немедленная блокировка интернет-сайтов, всевластие СБУ, во главе которого тогда находилась наглая кремлевская агентура…
«В Украине должна получиться если не сразу Россия, то уж хотя бы Беларусь. И будут спокойствие, порядок и социалистическая законность в действии. Что к этому порядку придется прорываться через баррикады Майдана – это власть, похоже, не сильно беспокоит: она свой выбор уже сделала, и вряд ли будет продолжать говорить о европейской интеграции и прочих обещаниях, еще недавно казавшихся сутью внешней политики Украины. Потому что вся эта европейская интеграция оказалась надоедливой, рискованной и невыгодной», – написал я 17 января 2014 года.
Сторонники власти Януковича любят говорить о «провокациях Майдана», о том, что незачем было бороться за свержение диктатора – а нужно было просто дождаться очередных президентских выборов и честно его победить. Но мне интересно, а кто устроил провокацию 17 января – Майдан или Янукович? И о каких таких честных выборах можно было говорить после того, как «законы диктатуры» вступили в действие?
Если бы Майдан смирился, Янукович мог бы обеспечить себе и своим подельникам власть на долгие десятилетия. И спустя какое-то время мы, как сегодня несчастные белорусы, могли бы обсуждать только одно: присоединит ли нас Кремль к своим нищим владениям областями или разрешит существовать в качестве сателлита? Никакой другой повестки дня у Украины и ее народа просто не было бы. Как нет другой повестки дня у белорусов. И как нет другой повестки дня у русских, которые уже не первый год живут по законам диктатуры и продолжают по неведомым причинам надеяться на возможность перемен. Но при диктатуре перемены обеспечиваются либо волей диктатора – а диктаторы боятся перемен – либо свержением диктатора, на которое отнюдь не каждый народ оказывается способен.
Просто украинцы оказались свободным народом в окружении народов, которые готовы смириться со злом и стать его добычей. Мы должны всегда об этом помнить, мы должны помнить, в какой стране мы бы все жили, если бы Майдан смирился, а Янукович остался бы у власти.
Сейчас пошёл бы шестой год бесконечной криминальной диктатуры.
Виталий Портников / Эспрессо