«Они не оказывают содействия в Украине, в Сирии… Теперь что касается попыток противодействия злонамеренным действиям России во всем мире. Президент пытался наладить отношения и изменить ситуацию, но нам это не удалось, по крайней мере – пока», – такими словами государственный секретарь США Майк Помпео охарактеризовал российско-американские отношения в телевизионном интервью накануне открытия сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Следует обратить особое внимание на фон этого интервью. На донецком направлении Москва пошла не только на фактическое блокирование дипломатических усилий американского посредника Курта Волкера, но и на подрыв Минских соглашений. Решение провести «выборы» руководителей марионеточных администраций в оккупированных районах – отличное тому доказательство.
Даже оккупированный Крым становится территорией нестабильности и поводом для новых агрессивных действий – вспомним о провокационном поведении России в акватории Азовского моря.
Но самая сложная ситуация складывается на Ближнем Востоке – в регионе, который приоритетен не просто для администрации Трампа, но и лично для самого президента, который не раз говорил о своём стремлении обеспечить безопасность Израиля. После гибели российского самолета в Сирии российское Министерство обороны обвинило в катастрофе израильские ВВС.
Визит в Москву израильской делегации во главе с командующим ВВС генералом Амикамом Норкиным ничего в этих оценках не изменил. Израильтяне представили исчерпывающие результаты расследования, которое доказало, что их авиация не имеет никакого отношения к уничтожению российского самолета сирийской ПВО. В ответ Министерство обороны России повторило свои обвинения в адрес Израиля и предупредило о возможных последствиях. И это нежелание Москвы признавать очевидное выглядит всего лишь поводом для ограничения действий израильских ВВС в небе над Сирией.
Путин заманил израильского премьера Беньямина Нетаньяху в ловушку. Вся совместная координация действий в Сирии была нужна Москве для контроля над израильскими попытками ограничить рост влияния союзников Кремля – Ирана и «Хизболлы». Теперь, после гибели российского самолета, ловушка захлопнулась – и Москва может просто не давать израильтянам мешать созданию инфраструктуры, которая способна в будущем использоваться для уничтожения еврейского государства.
Собственно, это уничтожение было вечной целью Советского Союза. И считать, что цели путинской России, этого союзника Тегерана и радикальных террористических группировок, сильно отличаются – большая наивность.
Фокус в том, что в ловушке вместе с Нетаньяху оказался и Трамп. Когда Путин обманывал его по Украине, американский президент мог закрывать на это глаза. Украина – явно не его политический приоритет. Но теперь пришёл черед Израиля. Не дать Ирану и другим недоброжелателям еврейского государства создать в Сирии условия для нападения на Израиль – куда более важная задача, чем символическое признание Иерусалима столицей Израиля.
Потому что если враги уничтожат Израиль, не будет большого значения, какой город в США считают его столицей.
Трампу придётся признать либо то, что он ошибся в своём стремлении наладить «диалог» с Путиным, либо то, что его поддержка Израиля была красивой позой для получения голосов еврейских избирателей США. Израильские медиа уже обратили внимание, что в момент, когда в адрес еврейского государства раздаются несправедливые обвинения из Москвы, «самый еврейский президент США» просто молчит.
Виталий Портников / Эспрессо