Большинство жителей Донбасса не покидали не то что пределы страны, но и своего региона. Поэтому вряд ли безвизовый режим заинтересует их в массовом порядке. Хотя опыт Приднестровья, когда после получения Молдовой безвизового режима, многие оттуда стали обращаться за паспортами, показывает обратное, – пишет Элла Либанова для Нового времени. – Безвизовый режим может заинтересовать жителей Донбасса по одной простой причине – появилась новая возможность.
До сих пор выезд заграницу был связан с массой проблем. Теперь же молодежь гораздо более интегрирована в мировое сообщество, причем любая молодежь, независимо от региона – чем это было еще 5-10 лет назад. Да и неправда, что мы совсем уж никуда не можем позволить себе поехать. При желании можно найти и билеты дешевые, и хостелы. Все вполне реально.
Вполне вероятно, что молодежь Донбасса захочет ездить в Европу. Если это произойдет, они не пожелают возвращаться в тот Донбасс, который есть сейчас. Они как минимум захотят переехать в ту часть, что подконтрольна Украине. Конечно, существует риск, что они захотят остаться в Европе на правах нелегалов. Но этот риск есть всегда, и честно говоря, касается не только жителей Донбасса.
С точки зрения реинтеграции Донбасса в Украину, получение безвизового режима с ЕС – однозначный плюс. В глазах жителей этого региона безвиз – реальное достижение. Кроме того, человек, отправившийся в Европу и посмотревший, как люди живут там, вернется и не захочет жить в свинюшнике.
При этом вступление в силу безвизового режима с ЕС обязательно послужит толчком для развития нового нелегального бизнеса. Речь о различных посредниках, которые за деньги предлагают жителям Донбасса оформить украинский биометрический загранпаспорт. Нет никаких сомнений, что эта сфера будет развиваться, зато нелегальное получение шенгенских виз станет неактуальным, ведь гораздо проще получить биометрический паспорт.
Если говорить о других шагах и победах Украины, способных реинтегрировать Донбасс, то есть один шаг, который нужно было сделать еще 25 лет назад. Стоило бороться за влияние над умами жителей этого региона. Мы этого, к сожалению, не делали. Более того, мы и сейчас этого не делаем. Телевидение работает из рук вон плохо. Государственных общественных каналов по-прежнему нет, а каналы, принадлежащие отдельным людям, работают на их интересы, а не на интересы всей страны.
Буквально вчера-позавчера получила пока еще не проверенную информацию, что даже АТОшники постоянно подвергаются психологической обработке, поскольку смотрят местное телевидение. А работает там, понятно какое телевидение. И совершенно понятно, как им промывают мозги.