Давайте представим, что пенсионеры вышли на митинг. И сделали это не за деньги, не в команде «мураевских бабушек», а по-настоящему. Отстаивая свои интересы. Все же возможно. Ведь есть активные бабушки, которые говорят с другими бабушками, у них свой Фейсбук на скамейках и дворах. Ведь можно себе представить, что бабушки само организовались и вышли на митинг по своему желанию и за свои интересы. В какой-то из параллельных вселенных это должно быть возможно.
Тем более сейчас есть повод – задержка пенсий. Железобетонный повод. Тем более, пенсии то выплатят, но осадочек все равно останется.
И что должны требовать пенсионеры на своем митинге. Логично, что они должны требовать того, чтобы больше задержек пенсий не было. А что для этого надо? Сразу скажем, что повесить столько то морд не является выходом и не принимается как основное требование. Для этого надо прежде всего, чтобы деньги в пенсионном фонде были. Если мы зайдем на портал Е-дата, где показаны абсолютно все расходы госбюджета, то увидим, что в этом месяцы деньги, предназначенные для пенсий, отправлялись с задержкой по сравнению с месяцем ранее. Условно, их отправили меньше на 15% на конкретную дату. Почему же это происходит? Почему деньги идут с задержкой?
Все просто. Пенсионный фонд в Украине дефицитный. Это известный факт. Денег, которые платят в виде пенсионных налогов работающие люди просто не хватает. И дефицит должен быть перекрыт из государственного бюджета. Но вот в чем загвоздка. Бюджет ведь тоже дефицитный. И этот дефицит надо финансировать. И желательно не печатать деньги в НБУ, как это предлагают некоторые умники, ведь тогда эти деньги быстро обесценятся. Единственный способ финансировать дефицит бюджета – это долговые заимствования. И вот тут корень проблемы. Украина на данный момент ограничена в возможностях привлечения долгов. Даже на внутреннем рынке, где есть государственные облигации номинированные в гривне, в этом году Минфин больше выплатил старых долгов, чем привлек новых. Не говоря уже о том, что внешние рынки, деньги официальных кредиторов (ЕС, Мировой Банк, американцы) просто закрыты. И будут закрыты до тех пор, пока мы не получим транш МВФ.
В итоге, логично для пенсионеров идти под Кабмин и требовать поскорее договорится с МВФ. Это в интересах самих пенсионеров, если они не хотят больше получать пенсию с задержкой и переживать, получат ли они пенсию вообще. Но что такое договорится с МВФ? Вчера Фонд уже озвучил, что к закону про антикоррупционный суд претензий нет. А значит осталось одно требование – повышение тарифов на газ до рыночного уровня. В итоге, пенсионеры, вышедшие под Кабмин, должны требовать от правительства именно этого, повышения тарифов на газ для населения. Звучит сюрреалистично, не правда ли. Как это так, придут пенсионеры и потребуют повысить тарифы. Но все именно так. Это именно в интересах самих пенсионеров. Ведь само повышение тарифов пенсионеры не почувствуют. Средний украинский пенсионер живет в хрущевке и получает субсидию. В итоге, его субсидия просто перекроет любое повышение, вне зависимости от того, какое бы оно ни было. Пенсионеры, если только они не живут в Конче-Заспе, просто не почувствуют повышение тарифов. А вот не выплату пенсий, или гипотетический прыжок инфляции после девальвации, к которой может привести отсутствие транша, они почувствуют в полной мере.
Да. Логика говорит, что пенсионерам больше всех необходимо, чтобы правительство повысило тарифы на газ для получения транша МВФ. Это будет больно для правительства, потому что ударит по рейтингу, это очень не понравится Фирташу и Ко, потому что ударит по их схемам, это почувствует средний класс, не получающий субсидии и платящий честно по счетам. Но именно пенсионерам это принесет только плюсы. Или убережет их от минусов, что по сути одно и то же.
Это логика. Украина страна не логичная. И вряд ли мы можем ожидать, что пенсионеры придут отстаивать свои интересы. Но было бы очень приятно видеть именно такую картину. Видеть, что люди понимают, что нужно им, что убережет от рисков именно их. Может когда-то, в какой-то из параллельных вселенных, украинские пенсионеры все-таки сделают это. Жаль только, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе».
Сергей Фурса / Facebook