Все ушедшие в историю империи объединяет одно очевидное, не задокументированное свойство. Все императоры, которые создавали империи или принимали их из рук предшественников, относились к ним как к чему-то вечному, не подверженному смерти. И это при том, что в те времена уже были философы, утверждавшие общие законы бытия, из которых следовало, что все рождается, развивается, расцветает, увядает и гибнет.
Если индивидум еще задумывается о том, что будет после его смерти, то в масштабах империи это не работает в принципе. Не помогало даже то, что никто из императоров не наблюдал вечности подобного образования или хотя бы – процветающего все время обозримой истории. И напротив, примеров гибели империй было более чем достаточно. Тем не менее, новые империи создавались и развивались именно таким образом, чтобы максимальная эффективность занимаемой территории обеспечивалась именно в составе имперского организма.
Как следствие, империя отталкивалась от своих экономических интересов и преобразовывала колонии так, чтобы они стали некими пазлами, четко становящимися в общую картинку империи. Понятно, что если империя способна захватить и удерживать колонии, то организация ее метрополии гораздо выше того, что пришлось увидеть в колониях. Это касается общественно-политического устройства, технологий и различных направлений экономики. По сути, метрополия приносила в колонии все те вещи, которые сделали ее мощной и способной на экспансию.
Но это значит, что пространство колоний начинало преображаться не путем внутренней эволюции, но по воле колонизатора и по его общим планам. Создавались новые поселения, прокладывались пути сообщений и прочая инфраструктура, именно исходя из интересов империи вообще и метрополии – в первую очередь. При этом, колонии подвергались административным реформам, в частности – делению на административные единицы. Понятно, что метрополии было грубоко плевать на то, что административное деление будет противоречить фактическому ареалу расселения покоренных народов и этнических групп. Деление происходило по принципу обеспечения наиболее эффективно менеджмента.
Мало того, назначенные на места управляющие, очень скоро стали приходить к выводу о том, что население конкретной колонии должно быть максимально разобщенным. Оно и понятно, новые знания, принесенные колонизатором – обоюдоострое оружие. Местные жители очень скоро поймут, что их колониальное положение обусловлено только их относительной отсталостью и когда привезенные технологии, институты власти и системные механизмы станут понятными, то возникнет желание пользоваться ими самостоятельно, без колонизатора. А это значит – противостояние и как его крайняя форма – восстание. Именно по этой причине колонизатор сталкивал лбами различные религиозные и этнические группы, чтобы в случае чего, выступить на стороне одного из их лагерей.
В такой ситуации манипулируя групповыми интересами, можно довольно эффективно управлять огромными территориями, без использования военной силы. В частности, при разворачивании нового, масштабного строительства на место событий привозились жители, если не антагонистичные местным, то не имеющие общих интересов. Эти процессы были и с точки зрения империи – абсолютно оправданными. Чем более существенными были противоречия, и чем крупнее противоборствующие группы населения, тем более стабильным было положение в конкретной колонии, а в случае чего, группы можно легко натравить друг на друга и тот импульс насилия, который должен бы уйти метрополии, уходил на междоусобицу.
Но все это работает лишь при стабильности в самой империи, как только она ослабевает ниже минимально допустимого предела или как это часто бывает, терпит крупное поражение в войне, колонии начинают бурлить и очень скоро – начинают отделяться от колоний и начинается распад империи.
Но фокус в том, что распад начинается по уже сформированным империей линиям разлома – по границам территориальных образований, искусственно созданными колонистами.
После этого начинается бурение масс, резня и войны. В большом масштабе это выглядит на примере Пакистана, Индии и Бангладеш, а в меньшем – Ближний Восток. Все, кто остался на осколках Британской империи, считают себя обделенными территориально и готовы с оружием в руках отстаивать свое представление о территориальном делении региона.
В общем, последствий, возникших на рухнувших империй – более чем достаточно и мы можем их спокойно наблюдать. Другое дело, что последняя империя, которая хоть и в усеченном виде, но продолжает коптить воздух, еще не прошла заключительной и неизбежной своей фазы – полного разрушения.
То, что РФ развалится – не вызывает сомнения. Она приближается к тому порогу, когда центробежные силы начнут развивать этот пережиток истории на куски. И тут, как и во всех предыдущих империях, встанет вопрос конфигурации этих кусков. Как водится, административно-территориальное деление РФ выполнено в лучших имперских традициях и имеет мало общего с местом фактического проживания тех или иных этнических или конфессональных групп. Это значит, что после формального разрушения РФ, сразу же начнется переформатирование условных границ, и огромная территория бывших колоний погрузится в междоусобные войны.
Это должно было случиться в 1991 году, но Запад приложил усилия для того, чтобы погасить естественные центробежные силы. Но теперь никто этого не станет делать, ибо единственная функция, предназначенная РФ мировым сообщество – военный противовес Китаю, Путиным провалена и теперь уже в таком формате РФ никто и не заинтересован.
Таким образом, россиян можно поздравить с тем, что уж дефицита веселья и развлечений им боятся нечего.
Anti-colorados / Линия обороны