Победа Мадуро – ответ всем тем, кто говорит сторонникам Майдана 2013-2014 годов, что своим участием в народном протесте они нарушили процедуру и нужно было лишь подождат до выборов-2015, пишет Виталий Портников для Эспрессо.
Венесуэльский президент Николас Мадуро в очередной раз победил на выборах главы государства. Победил, несмотря на полную экономическую разруху в стране, отсутствие товаров, продуктов и просто денег. Победил, несмотря на бойкот выборов со стороны оппозиции и отстранение от участия в голосовании ее ведущих кандидатов на пост президента. При этом основной соперник Мадуро, Анри Фалькон, которого многие оппозиционеры считают предателем за его согласие участвовать в организованном властью спектакле, обвиняет Мадуро в фальсификации итогов голосования.
Победа Мадуро – ответ всем тем поклонникам «настоящей демократии», кто говорит нам, сторонникам Майдана 2013-2014 годов, что мы своим участием в народном протесте нарушили процедуру. Что на самом деле нужно было всего лишь немного потерпеть, дождаться очередных – ну или в крайнем случае внеочередных – президентских выборов и избрать нового главу государства. И тогда не было бы ни смертей на Майдане, ни аннексии Крыма, ни войны на Донбассе. И экономических проблем тоже не было бы. И Януковича не было бы.
Так вот, Янукович бы был. Его переизбрали бы – как переизбрали Мадуро. Партия Мадуро давно все проиграла в Венесуэле, у неё нет даже большинства в парламенте. Но Мадуро игнорирует парламент. Он может себе это позволить – потому что контролирует силовые структуры, судебную систему и избирательные комиссии. У Януковича были ровно такие же механизмы контроля. Сторонники для плясок на площадях в случае его победы тоже нашлись бы – ведь мы же своими глазами видели Антимайдан. Да, этих сторонников было бы меньшинство – но кто бы об этом узнал?
Власть без проблем подтасовала бы и явку, и итоги голосования. Голосования, к участию в котором не был бы допущен ни один реальный конкурент диктатора. Впрочем, какой-нибудь подставной конкурент тоже обвинял бы Януковича в фальсификации – и интервью с ним показывали бы и по российскому телевидению, и в студии Савика Шустера (Шустер, как вы понимаете, тоже остался бы). Чтобы мы видели, какая у нас демократия – вот, человек обвиняет власть в фальсификациях и ему ничего за это не будет.
Аннексии Крыма и войны на Донбассе, конечно, не было бы – зачем оккупировать какие-то отдельные куски чужой земли, когда ты хозяйничаешь во всей стране? А вот смерти могли бы быть – оппозиционных политиков и журналистов, критиков власти, просто людей, которые были бы недовольны криминальным режимом. Режимом, который бы правил бы Украиной десятилетиями – как режимы Мадуро, Путина или Лукашенко. И все было бы Донбасс. Только никакой демократии не было бы – впрочем, зачем она нужна тем, кто уверен, что лучше гривна по 8, чем демократия.
Так вот никакой гривны по 8 не было бы. Была бы экономическая разруха, связанная с тотальным разворовыванием страны – собственно, в 2013 году она уже начиналась, Майдан и развал государства Януковича только ускорили этот неизбежный крах. Ускорили – но и создали возможности для реформ и перемен. А так никаких условий не было бы. Мы жили бы на подаяние Путина – а у него денег не хватает и на своих.
Впрочем, одно отличие у той экономической ситуации от сложившейся сегодня было бы. Тем, кто посмел бы возмущаться гривной по 25 (или по 45, кто знает), быстро выбили бы зубы. А те, кто остались при зубах, научились бы молчать или аплодировать – благо, у нашего общества хорошая советская школа приспособленчества и коллаборационизма.
И сейчас мы с вами не читали с сочувствием и изумлением новости о Мадуро, а готовились бы к очередным выборам Януковича, обсуждали бы, как Путин посмотрел на нашего донецкого «дуче» на своей инаугурации и кому Янукович передаст власть – Медведчуку или своему сыну Александру. Это и были бы все наши с вами новости. Но это не были бы новости Украины. Потому что никакой Украины фактически не существовало бы.