За прошедшие почти полтора года американский президент Трамп не выглядит образцом как президента, так и революционера, на который он претендовал во многочисленных, и надо отдать должное, пламенных предвыборных речах, пишет Андрей Булавин для Корреспондент.net.
Да, в решении внутриэкономических проблем, надо признать, некоторый прогресс есть. Здесь сказывается большая прошлая деловая хватка президента. Хотя далеко не все обещания выполнены (отказ от системы медстрахования, утвержденного Обамой, стена с Мексикой), а некоторые несут за собой, прямо скажем, неоднозначные последствия. Но вот, что касается повышения роли Америки в решение международных проблем, возвращения в статус государства № 1, у нынешнего главы некогда великой Америки получается далеко не все. Можно констатировать, что практически со всех сторон Трамп получает обидные тычки, что даже страны, не упоминавшиеся ранее как значимые агенты международных событий, оставляют Трампу лишь шанс покривляться.
Да, до Челентано обрюзгший, поедающий несколько биг маков в день Трамп явно не дотягивает. И кто-то может упрекнуть меня: «ну он же не актер, а политик – президент», «ну разве Вы его можете представить танцующим в бочке с виноградом?» .
В бочке с виноградом – нет. Но у микрофона, но в сфере риторики?! Ведь, по сути, президент США свои большие и малые провалы забалтывает с помощью Твиттера, бесчисленных и противоречивых громких заявлений перед журналистами и «народом». О том, что в голове Трампа нет малейшего представления о внешнеполитической стратегии страны говорят хотя бы его противоположные по смыслу твиты, которые появляются в течение суток
Уже не читая их, не обращая внимания на импульсивные образные «послания» шефа Белого дома, лидеры мировой политики и главы стран помельче делают свое дело. Вместо очаровательной Орнелы Мути укрощают американского президента, бравирующего образом «мачо», менее шумные и эпатажные, но зато более опытные в политических хитросплетениях коллеги по западной стратегии.
И извлекают пользу из этого, укрощая амбиции Трампа, отбирают у Америки лакомые проекты, а заодно и мировое первенство. Одним из первых его шагов был отказ от Транстихоокеанского партнерства. Но свято место пусто не бывает. Ошибкой Вашингтона немедленно воспользовались Китай и Индия, которые начали небезуспешный диалог о торговом партнерстве в этом регионе. И процесс пошел.
Успешно шеф Белого дома подорвал и Трансатлантическое партнерство. Именно неясная, противоречивая, изоляционистская политика в этом вопросе заставила Европу серьезно задуматься о своем будущем. Уже не только в слова, но и в конкретные дела начинают воплощаться возникшие после этого идеи о создании прототипа своих европейских соединенных Штатов, своего прообраза всемирного банка и своих вооруженных сил. Последнее подтвердила вчера Меркель, заявив, что «европейцы не могут себе позволить полагаться на то, что, когда конфликты происходят у их порога, кто-то другой появится и спасет».
Экспрессивные выкрики и инициативы политического павлина из Вашингтона начали немедленно укрощаться его бывшими бесспорными вассалами. Глобальная инициатива по повышению ввозных пошлин на сталь и алюминий, оперативно осудила Япония – ближайший азиатский союзник, третья экономика мира. И Белый дом пошел на попятную.
Единым фронтом против этой явно непродуманной и не просчитанной до конца (даже для США) инициативы выступили европейские страны. И США были вынуждены, по крайней мере, на время отложить введение подобных санкций.
Большую зуботычину Трампу отвесил Китай, хотя и в своем исторически взвешенном тоне, но вполне угрожающе. И что же Вашингтон? Трамп продолжил писать твиты о «прекрасных личных отношениях» с Си. А министерство торговли США ищет пути как бы помягче съехать со столь категоричного и явно неприемлемого тона торговой войны с крупнейшим соперником Вашингтона. Они, в отличие от Трампа, отчетливо себе представляют три перспективы его попытки силой «наклонить» Пекин. Во-первых, столь высокие ставки ввозных пошлин для Китая вызовут непредсказуемую реакцию на мировых рынках. Во-вторых, вздорожание этих металлов нанесет ущерб самой экономике Америки. В-третьих, встречные китайские санкции против 125 видов американских товаров создадут не только трудности для американского бизнеса, но поставят самого Трампа в оппозицию к собственному бизнесу.
Поначалу, опробовав свои возможности равноправного диалога с опытными политиками-партнерами на выезде, Трамп убедился, что явного реального выигрыша от этого не получает ни он, ни Америка. Уже почти год он рассчитывает на посланцев. Но Тиллерсон, как уверяют американские эксперты, с этой задачей не справился, да ещё обматерил патрона. Сегодня по миру начал мотаться М. Помпео. Он побывал в КНДР, хотя информационного выхлопа получено не было, значит все не случилось. Сегодня он в Европе. Задача Помпею, надо понимать, добиться сплочения НАТО и ЕС, а заодно и перетереть с Меркель тезисы её визита в Белый дом, чтобы подготовить шефа. Посмотрим, хотя ощущения удачи от его поездки упорно не приходит. США и ЕС явно отдаляются, отделываясь дежурными акциями «солидарности».
Отказался Трамп под надуманным предлогом побывать и на саммите Латинской Америки. Был послан М. Пенс. Однако сам факт того, что американский президент не слишком приглашался и отказался от возможности покомандовать на встрече 25 президентов (кроме Венесуэлы) – своих бывших париев говорит о многом. Быть укрощенным в который раз не слишком хочется.
Демонстрирует Белому дому пожелание поумерить пыл и на Ближнем востоке. Известно, как жестко Лига арабских стран отреагировала на нелепую показушную инициативу Вашингтона перенести посольство США в Иерусалим. «Отбиваются от рук» Трампа давние верные сателлиты Вашингтона: и Катар, и Ирак, и Турция, и Египет. Да что там. Выслушав недавно бессвязные речи главы Белого дома, принц Саудовской Аравии сделал свои выводы, и страна запретила пролет американских ракет во время недавнего удара по Сирии. Что же касается Ирана, то его соседей и нередко единомышленников, а также влиятельные государства по всему миру не пугают все более агрессивные заявления в твиттере американского президента.
Не раз встречал бравурные заявления американского президента о той «великой роли», которую он лично сыграл в усмирении этого презренного «ракетного коротыша». Так и вспоминается программная речь начальника отдела кустарной промышленности г. Бывалого из фильма «Волга-Волга», где он, напыщенно выдвигая живот, заявил что-то про «его мудрое руководство». Однако, сближение двух Корей способно также поумерить пыл хозяина Белого дома. Да, нельзя не признать влияния Трампа на возникающее сближение Сеула и Пхеньяна. Влияния в виде авианосной группой и опасности тотальной корейской войны, которой погибнут миллионы.
Но в самом диалоге двух Корей, который начался накануне Олимпийских игр, значительно большую роль сыграли лидеры двух стран. И свой путь они проходят вопреки визитам Помпео и твитам Трампа. Однако, я уверен, что в Вашингтоне не и предполагают к чему может привести это сближение. Это явно не план Белого дома. А речь ведь может идти о том, что один из двух мощных азиатских союзников США фактически купирует будущие «хотелки» американских политиков накалять обстановку в этом регионе. В том числе, напомним, и у территории Китая.
Когда победивший по случаю человек, не имеющий никакого политического опыта, навыков государственного управления, умения манипулировать политическими группами (как это делал главный герой «Карточного домика»), ему остаётся стать пиарщиком, причём с приставкой «само-».
Что делает шоумэн, которым долгие годы был Трамп? Работает на публику. Но, в отличие от предвыборной кампании сегодня он работает на вашингтонскую публику. В ответ на глобальное, и отметим, брутальное обвинение Трампа в связях с Путиным, он всеми силами стремится показать противоположное. На днях неоднократно писал Трамп в своем Твиттере: «Может ли кто-то, кроме меня, быть настроен против России столь жестко и решительно!».
И вот с этим утверждением связан последний важный сюжет иллюстрирующий, что вся энергия политического Микки Мауса из Вашингтона уходит в свисток. Однако на этом фоне Белый дом принимает, пусть и не слишком громогласное, но беспрецедентное решение – отказаться от (о, Боже!) антироссийских санкций в отношении трех азиатских стран – Индии, Вьетнама и Индонезии. Причем, симптоматично объяснение: эти государства не могут не сотрудничать с Россией, так как они связаны с ней долговременными договорами обслуживания военной техники.
Вот такое смирение амбиций Вашингтона. И, скорее всего, далеко не последнее.