Армянское общество оказалось намного более зрелым, чем российское, отстояв на улице базовый принцип любой демократии – сменяемость власти.
Если бы в момент «рокировочки» тысячи человек вышли на Красную площадь, требуя отставки экс-президента с должности премьера, – мы не имели бы сегодня (скорее всего) ни войны с Украиной, ни санкций с изоляцией.
Армянский «тандем» не прошёл, и элита вынуждена думать о ротации, развитии и обновлении. А кроме того, гражданское общество «нарастило мышцы», доказав необходимость считаться с собой.
Почему это возможно в небогатой Армении, почему несистемная и «уличная» оппозиция – имеет силы для революционных перемен и демократии прямого действия – и это невозможно в России?
Видимо, дело в том, что путинизм опирается на сырьевой «стабилизатор» (которого нет в Армении и Украине), затыкая подачками рты «пассивного большинства». Наличие такой «подушки безопасности» позволяет режиму, оставаясь неэффективным и коррумпированным, покупать лояльность масс.
Плюс – патерналистская традиция, «вертикальные» народные инстинкты и истреблённая годами репрессий пассионарность активного населения.
Небогатые соседи России избавлены от «сырьевого проклятия», и это заставляет элиту выбирать иной путь к стабильности и эффективности – демократию и ротацию кадров. Проливать кровь в условиях зависимости от демократических институтов – смерти подобно.
Иное дело – Россия, где размер сырьевой халявы заставляет путинскую клептократию держаться за власть ценой любой крови. Путинской «элите» есть что терять, – так что лишь один сценарий её «ротации» кажется мне самым достоверным.
Один из российских авторов описал его в трёх словах: «Россия, кровью умытая». Чем больше территория с ресурсами, чем больше миллиардов на счету, чем легче они стали твоими, – тем больше крови ты готов пролить для сохранения статус кво.
Завидую армянам и украинцам, – но нам их сценарий не светит. Наш «развод» с режимом будет намного мрачней.
Александр Хоц / Facebook