понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Карл Бильдт: Пиррова победа Владимира Путина Хозяин Кремля выдал своей страх того, что стратегический ядерный арсенал России может оказаться неактуальным

Переизбрание Путина президентом РФ на четвертый срок было предопределено. Кремль, несомненно, подтасовал результаты, но и без махинаций Путин выиграл бы благодаря националистической волне, поднятой после аннексии Крыма в 2014-м, – пишет Карл Бильдт для Project Syndicate (перевод – Новое время).

Политическая повестка России на следующие шесть лет менее предсказуема, чем исход выборов. Экономика страны демонстрирует незначительные улучшения, однако рост стал слабее, чем в период бума, пришедшегося на первые годы правления Путина. При этом дипломатический разрыв между Россией и Западом продолжает усугубляться.

Для разработки нового курса Путин собрал конкурирующие группы экономистов, но лишь немногие обозреватели ожидают начала настоящих реформ. Более того, трудно представить, как Москва улучшит состояние экономики, не наладив отношения с Европой и США. Необходимые для роста инвестиции сдерживает ограниченный доступ России к ключевым технологиям и глобальным финансовым рынкам, а также санкции в отношении российских компаний и близких к Путину олигархов.

Путин, вероятно, полагал, что реакция Запада на его агрессию в Украине продлится недолго, как это было после вторжения России в Грузию в 2008-м. Но все пошло не так.

Кремль стал искать возможности для инвестиций и торговли с Китаем. Однако надежды Москвы разбились, когда китайский лидер Си Цзиньпин пригласил на ужин в пекинском Запретном городе президента США Дональда Трампа – такой чести никогда не удостаивались советские и российские лидеры. Перспектива более тесных связей с США также развеялась как дым из-за разоблачения вмешательства РФ в американские выборы.

Наконец, Путин неоднократно провозглашал, что в Сирии «миссия выполнена», хотя там продолжали гибнуть российские наемники. Поддерживая режим президента Башара Асада, Россия, разумеется, смогла проверить новую военную технику. Но мира и стабильности пока не видно.

Стараясь излучать уверенность в своем ежегодном послании федеральному собранию, Путин, тем не менее, обнажил все свои страхи относительно будущего. Например, он привычно пообещал экономический рост, но был более откровенным, чем обычно, предупреждая, что Россия может отстать от других стран. «Скорость технологических изменений нарастает стремительно, – отметил он. – Те, кто использует эту волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, волна просто захлестнет, утопит». Не остается никаких сомнений в том, что сейчас Россия рискует утонуть.

Кроме того, Путин показал новое сложное стратегическое оружие: сверхтяжелые межконтинентальные баллистические ракеты, гиперзвуковое оружие стратегического нападения, гигантские футуристические подводные торпеды и ядерные крылатые ракеты. Но в попытках доказать, мол, Россия справится с любыми стратегическими мерами обороны, Путин выдал своей страх того, что стратегический ядерный арсенал РФ может оказаться неактуальным.

Даже с учетом отличий в покупательной способности, экономика России по своим размерам ближе к Италии. Если Путин намерен поддерживать гонку стратегических вооружений с США, ему придется принести в жертву другие ключевые секторы экономики, а также снизить уровень жизни рядовых россиян.

С другой стороны, Путин выразил открытость к развертыванию миротворческой миссии ООН на украинском Донбассе. И, возможно, его демонстрация техники должна была подчеркнуть необходимость открытого диалога. Если так, он выбрал странный способ передать это послание.

Даже если Путин действительно хотел начать диалог с Западом, нельзя игнорировать отравление бывшего российского двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь в английском Солсбери. Как и в случае с убийством полонием российского перебежчика и бывшего шпиона Александра Литвиненко в 2006-м, британское правительство пришло к выводу, что именно Кремль отдал приказ провести операцию против семьи Скрипалей.

Российские спецслужбы могут обладать «лицензией на убийство» своих перебежчиков. Но, как и в случае с использованием полония десять лет назад, первое применение сложного нервно-паралитического вещества «Новичок» не осталось незамеченным. И теперь Кремль использует целый арсенал лжи, чтобы замести следы. Очевидно, режим, который убивает и лжет, – не самый привлекательный партнер для сотрудничества.

Будущее продленного правления Путина крайне непредсказуемо. Реформы внутри страны вряд ли последуют. А дав волю силовым службам за рубежом, Кремль подорвал перспективы сближения с Западом. Новая гонка вооружений подвергла бы Россию – и всех остальных – серьезной опасности, но она также почти наверняка привела бы страну к гибели, что наверняка могли бы подтвердить последние лидеры Советского Союза.



Поділіться цим