Кандидат в президенты России Ксения Собчак, которая, как предполагали многие эксперты, баллотируется с согласия Кремля, подала в Верховный суд РФ иск о незаконной регистрации кандидатом действующего президента Владимира Путина, для которого это будет уже четвертый срок при определенном Конституцией максимуме в два.
Российский политолог Дмитрий Галкин объяснил в комментарии Апострофу, почему этот иск – скорее попытка легитимизировать новый срок Путина в глазах населения, и по какой причине подобное событие – знак сомнений насчет нынешнего главы Кремля, которые существуют в высших эшелонах российской власти.
Ни для Собчак, ни для Путина этот иск угрозы не представляет: он, я думаю, является еще одним способом не распространения сомнений в легитимности, а, наоборот, легитимизации нового срока Путина. Потому что в российской Конституции сформулировано, что нельзя занимать пост президента больше двух сроков подряд. В свое время по этому поводу были соответствующие разъяснения исполнительной власти: «подряд» означает, что якобы, если есть перерыв между каденциями, то можно еще избираться.
Думаю, этот иск Ксении Собчак нужен как раз для того, чтобы теперь свое слово сказала судебная власть. Я не думаю, что в современной России есть какие-либо судьи, которые готовы пойти напрямую против главы государства. Пока таких судей мы не обнаруживали. Конституционный суд утверждал совершенно антиконституционные законы: например, в 2004 году он признал законной отмену выборов губернаторов. Я думаю, с этим иском будет примерно такая же история. Тогда тоже, кстати, подавали иски о незаконной отмене выборов губернаторов, и КС постановил, что все это законно. Думаю, что сейчас задействован тот же самый механизм, чтобы легитимизировать новый срок Путина. Ведь если что-то попадает в центральные российские медиа, это уже так или иначе согласовано с теми людьми, которые ими управляют.
Но сама подача этого иска – очень важное и знаковое событие, потому что говорит о том, что даже в верхних эшелонах власти существуют серьезные сомнения в том, что новый срок Путина будет признан российским обществом легитимным. Мы видим, как проходит избирательная кампания, что никакого энтузиазма, на который рассчитывала власть, вокруг кандидатуры Путина нет. Уровень поддержки Путина традиционно высокий, согласно социологии. Но понятно, что социологические данные, собранные в условиях авторитарного государства, не имеют особого значения и не свидетельствуют о том, что общество воспринимает руководство государства как легитимное и по-настоящему уполномоченное им на управление страной.
Вместо энтузиазма есть инертность, осознание безвыходности ситуации, страх перед возможными переменами, потому что никто ничего хорошего от развития ситуации не ждет. Как человек, заставший, пусть и ребенком, начало 1980-х годов, когда примерно такая же была ситуация в обществе – когда понимали, что вроде бы у власти нет альтернативы, но что и сама эта власть не является гарантией того, что все и дальше будет хорошо, – могу сказать, что настроения в чем-то похожие.
Если подытожить, то я думаю, что этот иск – согласованное действие, которое ничем не угрожает ни Путину, ни Собчак, потому что более-менее понятно, чем все закончится. Но сам факт, что такое действие понадобилось, говорит о том, что есть серьезные сомнения в легитимности этой власти даже в тех кругах, которые непосредственно к этой власти примыкают.
Есть общий интерес группировок внутри власти не допустить возникновения какой-либо фигуры, которая воспринималась бы как серьезный конкурент для президента, как политик, способный с ним фактически наравне соревноваться. Даже если эта фигура будет в определенной степени управляемой, ее появление затруднит процесс выбора и определения преемника, механизма передачи власти после 2024 года. Этот процесс и так очень затруднен наличием группировок с разными интересами, а также экономическими и политическими проблемами.
Для нынешней политической системы, основанной на том, что у Путина нет конкурентов, что это «данный Богом» правитель, который намного лучше, чем все остальные правители в мире вместе взятые, появление такой фигуры является серьезным ударом. И появился Грудинин (кандидат на пост президента России от Компартии Павел Грудинин – ред.) – политик, который не должен был, по мнению администрации президента, восприниматься как реальная альтернатива Путину. Но его стали воспринимать именно в этом качестве. И Грудинин может набрать достаточно много. И сейчас, конечно, надо всячески показать, что не Грудинин, а Собчак является главным соперником Путина и главным врагом власти. Это очень важно, потому что видно, что все силы напрягаются, чтобы любыми средствами сбить популярность Грудинина, одновременно представив его как вражеского шпиона, проект Кремля и ставленника олигархов.